Фэндом

Вило́р Петро́вич Чекма́к (20 декабря 1925, Симферополь, РСФСР — 10 ноября 1941, село Алсу под Севастополем, РСФСР) — юный боец партизанского сопротивления урумского (греческого) происхождения, пионер-герой.
Paramбд-Parca.jpg
После Великой Отечественной войны день рождения Вилора Чекмака стал Днём юных защитников Севастополя.

Биография Править

Вилор Чекмак родился 20 декабря 1925 года в Симферополе. Впоследствии его семья переехала в Севастополь. Учился в Севастополе в школе № 1. В 1941 году окончил 8 классов. Вилор имел художественные и музыкальные способности. Мечтал стать художником. Вместе со своим другом Володей Снежинским активно участвовал в разных творческих конкурсах. Хорошо учился. Вилор очень любил книгу А. Дюма «Три мушкётера». Вместе с друзьями часто играл в мушкетёров, придумывая разные испытания для воспитания характера. В «команде мушкетёров» он был Д’Артаньяном.

Отец Вилора — Чекмак Пётр Андреевич — политработник. Много ездил по стране. Был участником Гражданской, Советско-Финской и Великой Отечественной войн. Погиб в боях под Москвой осенью 1941. От второго брака имел сына Валерия. Мать — Любовь Георгиевна Чубарь — была депутатом горсовета, занималась ликвидацией безграмотности. Пережив войну, скончалась в доме престарелых. До последних дней поддерживала дружбу с писателем Михаилом Лезинским, автором книги о её сыне. Младший брат по отцу Вилора, Валерий Петрович Чекмак, 1939 года рождения, проживает в Киеве. Имеет сына Чекмака Виталия, дочь Чекмак Марину, внучку и двух внуков.

Вилор был отзывчивым и благородным человеком. Старался помочь тем, кто нуждался или был в беде. Любил животных. Когда началась война, старший товарищ Вилора, уходивший на фронт, оставил ему овчарку по кличке Ральф. В августе 1941 с этой овчаркой Вилор ушёл в партизанский отряд.

Когда началась Великая Отечественная война, Вилор, воспитанный в традициях советского патриотизма, несмотря на врождённое заболевание сердца и вопреки просьбам матери, ушёл в партизанский отряд. Стал разведчиком.

Погиб Вилор Чекмак в районе деревни Алсу под Севастополем. 10 ноября 1941 года он был в дозоре. Первым заметил приближающихся к партизанскому отряду немцев. Выстрелом из ракетницы предупредил свой отряд об опасности, а сам принял бой с наступавшими гитлеровцами. Вилор дрался до последнего патрона. Когда стрелять было уже нечем, он подорвал себя и солдат противника гранатой. Его последние слова были: «За Родину! За родной Севастополь!» По злой иронии судьбы именно в эти места в детстве Вилор выезжал на отдых с детским садом.

Перезахоронен 20 декабря 1965 года в день своего 40-летия на кладбище участников ВОВ в посёлке Дергачи, 6 км от Севастополя.

Награды Править

  • Посмертно награждён медалями «За оборону Севастополя» (1945 г.), «За боевые заслуги» (1965 г.).
  • О подвиге Вилора Чекмака советские писатели Михаил Лезинский и Борис Эскин написали книгу «Живи, Вилор!».

Интересные факты Править

  • Имя Вилор означает аббревиатуру: Владимир Ильич Ленин Октябрьская революция.
  • Во времена Советского Союза многие пионерские отряды, особенно в Крыму, носили имя Вилора Чекмака.

Также на Фэндоме

Случайная вики