ФЭНДОМ

Тутанхамо́н (Тутанхато́н) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1333 — 1323 годах до н. э., из XVIII династии.
X 74f8f5f3

Генеалогия Править

Сын Эхнатона и неидентифицированной сестры Эхнатона (мумия KV35YL). Вероятно, брат Семнехкара. Муж Анхесенамон, третьей дочери Эхнатона, мумией которой с большой долей вероятности является KV21A. От неё имел двух мертворождённых младенцев, найденных в его гробнице.

Эти данные были подтверждены 17 февраля 2010. Тогда Захи Хавасс и министр культуры Египта Фарук Хосни обнародовали результаты исследований, которые проходили в 2007—2009 гг. и заключались в комбинированном ДНК-анализе и радиологическом исследовании мумий.

Вступил на престол в 10-летнем возрасте. За него правили престарелый царедворец Эйе и полководец Хоремхеб.

Возврат к старым богам Править

Из текста большой стелы, воздвигнутой им, а вернее от его имени, в главном храме Амона — Карнаке, известно, что он возвратился к культу прежних богов и вернул жрецам Амона все их права и достояние. Правда, реставрация произошла не сразу. Первые три года после вступления на престол и, видимо, под влиянием Нефертити, Тутанхамон ещё продолжал пребывать вместе с двором в Ахетатоне. И только после смерти царицы Нефертити сторонники прежней религии окончательно взяли верх. Не позже 4-го года своего правления Тутанхатон (прав. Тут-анах-Йати, «Живое подобие Атона») изменил имя и стал отныне именоваться Тутанхамон (правильно Тут-анах-Амана, «Живое подобие Амона»), а царица Анхесенпаатон (прав. Анхас-на-па-Йати, «Живет она для Атона») соответственно изменила своё имя на Анхесенамон (прав. Анхас-н-Амана, «Живет она для Амона»). Одно из второстепенных имён фараона провозглашало его «Удовлетворяющим богов».

Умиротворение двух религий одновременно Править

Однако покинув Ахетатон, двор Тутанхамона, тем не менее, не вернулся в Фивы, а обосновался в Мемфисе. Конечно, Тутанхамон иногда заезжал в свою южную столицу. Известно, что он участвовал там в главном городском празднестве Амона. Тем не менее, постоянным местопребыванием фараона стал Мемфис. Восстановив культ Амона и всех прочих старых богов, Тутанхамон культ Атона гонениям не подвергал. Храм Солнца ещё в 9-ом году царствования Тутанхамона владел виноградниками. Изображения Солнца и Эхнатона сохранились нетронутыми, а в своих надписях Тутанхамон величает себя иногда «сыном Атона».

Внешняя политика Править

Возможно, что умиротворение внутри страны, достигнутое при юном царе его ближайшим окружением во главе с Эйе, способствовало некоторому упрочнению внешнего положения Египта. Видимо, в правление Тутанхамона великий военачальник Хоремхеб, будущий фараон, одержал победу в Сирии, в связи с чем, в Карнаке изобразили прибытие царского судна с сирийцем в клетке. Возможно, в это же царствование велись успешные военные действия в Нубии. Во всяком случае, от имени Тутанхамона утверждали, что он обогащал храмы из своей военной добычи. Из надписи в гробнице наместника Нубии Аменхотепа (сокращенно Хаи) известно, что несколько сирийских племён регулярно выплачивали дань. Поступали подати и из Нубии, где, впрочем, власть Египта не ослабевала даже при Эхнатоне.

При Тутанхамоне велось усиленное строительство, восстанавливались запущенные и разрушенные при Эхнатоне святилища прежних богов. Не только в Египте, но и в Куше (Нубии) обнаружены следы его деятельности; например, храмы в Каве (Гемпаатоне) и в Фарасе. Богам посвящаются новые изваяния. Но впоследствии Эйе и особенно Хоремхеб безжалостно стирали картуши Тутанхамона и узурпировали всё, что было при нём воздвигнуто.

Кончина Тутанхамона. Гробница фараона Править

После 9-летнего правления, не дожив и до 20 лет, что установлено путём анатомического исследования его мумии, Тутанхамон, видимо пораженный какой-то болезнью, скончался. Позднейший известный нам год его правления 9-ый. Хотя, возможно, упоминается и 14-ый год.

Тутанхамон знаменит тем, что его гробница в «Долине царей» возле Фив, случайно оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. В ней среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество замечательных произведений искусства той эпохи. Благодаря этому имя владельца этих сокровищ, ничем не примечательного юного египетского царя, стало сразу же широко известным.

В ней обнаружены тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора. Ввиду избрания царем Мемфиса своей фактической столицей, в некрополе Саккара были сооружены многочисленные гробницы вельмож, среди которых выделяются усыпальницы военачальника Хоремхеба, казначея и архитектора Майа, известные своей изящной рельефной декорировкой. В Фивах хорошо сохранилась гробница вельможи Хеви, который был в это время царским наместником Нубии.

Помимо реставрационных работ во многих святилищах, по приказу Тутанхамона была завершена отделка процессионной колоннады Аменхотепа III в Луксорском храме, построен небольшой храм Хорона в Гизе; в Нубии — достроен гигантский храмовый комплекс Аменхотепа III в Солебе, возведен храм Амона в Кава и святилище самого обожествленного Тутанхамона в Фарасе. Заупокойный храм царя, украшенный красивейшими полихромными песчаниковыми колоссами, находился в Фивах неподалеку от Мединет Абу; позже храм был узурпирован преемниками царя — Эйе и Хоремхебом (последний включал Тутанхамона в список еретиков, преданных забвению).

Обстоятельства гибели Править

Тутанхамон — фараон Нового царства, умерший в самом раннем возрасте. На момент смерти ему исполнилось 19 лет. Столь ранняя смерть фараона долгое время считалась достаточным основанием для того, чтобы считать её неестественной. Из этого следовало, что Тутанхамон мог быть убит по приказу собственного регента Эйе, ставшего после смерти Тутанхамона новым фараоном. Исследования, проведённые в 2005, выдвинули на первый план предположения о смерти Тутанхамона в результате травмы (открытый перелом ноги. Однако более новые исследования, результаты которых были обнародованы в феврале 2010 г., свидетельствуют, что Тутанхамон умер, скорее всего, «от тяжёлой осложнённой формы малярии, возбудители которой были обнаружены в его теле в ходе ДНК-анализов». Этот вывод подтверждает и наличие в гробнице Тутанхамона лекарственных снадобий для лечения малярии. 8 марта 2005 ведущий египетский египтолог Захи Хавасс, руководивший исследованием, огласил результаты обследования мумии Тутанхамона. За 15 минут при помощи КТ Siemens SOMATOM® Emotion 6 было получено свыше 1700 трёхмерных изображений мумии, которые развеяли большинство устоявшихся мнений относительно смерти юного фараона. Следов черепно-мозговой травмы найдено не было, а прореха в черепе, очевидно, была результатом действий жрецов-парасхитов, обрабатывающих мумию. Были опровергнуты также результаты предыдущих рентгеновских исследований тела фараона, приписывающих ему тяжёлую степень сколиоза. Череп фараона несколько удлинён, что подтверждает его родственную связь с Эхнатоном и противоречит предположениям о подверженности последнего синдрому Марфана.

17 февраля 2010 Захи Хавасс и министр культуры Египта Фарук Хосни обнародовали результаты исследований, которые проходили в 2007—2009 гг. и заключались в комбинированном ДНК-анализе и радиологическом исследовании мумий. Целью было изучение родственных связей фараонов и определение возможных генетических патологий. Исследователи установили, что в семье были генетические заболевания, в частности, некоторые её представители, в том числе и Тутанхамон, страдали болезнью Кёлера (некроз костей стоп, вызванный нарушением кровоснабжения). В то же время синдрома Марфана, гинекомастии и других генетических отклонений, которые могли спровоцировать «женские» очертания фигур у правителей той эпохи, в XVIII династии не было.

Время смерти установлено исходя из того факта, что на шею мумии был надет венок из цветущих васильков и ромашек. Следовательно, похороны состоялись в марте-апреле (когда цветут эти цветы), а поскольку процесс мумификации длился 70 дней, то смерть должна была наступить в декабре-январе. В Египте это время — разгар охотничьего сезона, отсюда сделано предположение, что причиной травмы послужило падение с колесницы во время охоты. Среди других недугов фараона также имелись волчья пасть (врожденное незаращение твёрдого неба и верхней челюсти) и косолапость.

Целым рядом учёных поставлены под сомнение выводы египетских исследователей как о причинах смерти, так и о других недугах Тутанхамона.

Гробница Править

Гробница Тутанхамона (объект KV62) располоена в Долине Царей, и это единственная почти не разграбленная гробница, дошедшая до учёных в первозданном виде, хотя её и вскрывали дважды гробничные воры. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером (Howard Carter) и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В гробнице сохранились многочисленные украшения, а также украшенный бирюзой саркофаг массой 110,4 кг из чистого золота с мумифицированным телом фараона.

В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии. Тем не менее, правление Тутанхамона действительно не отличилось ничем значительным, помимо отказа от атонизма. Говарду Картеру принадлежат следующие слова о молодом фараоне: «При нынешнем состоянии наших знаний мы можем с уверенностью сказать только одно: единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен».

4 ноября 1922 был расчищен вход в гробницу KV62, у входа в гробницу Рамсеса VI (строители усыпальницы этого Рамессида, видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняет её относительную сохранность). Причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. 26 ноября 1922 Картер и Карнарвон стали первыми за три тысячелетия людьми, спустившимися в гробницу (грабители, которые могли побывать в гробнице, очевидно, спускались в неё ещё во времена XX династии). После длительных раскопок 16 февраля 1923 Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился сам саркофаг фараона. Среди утвари и прочих предметов, погребённых с фараоном, было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния искусства Амарнского периода. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире. В 2009 году Захи Хавасс сообщил о том, что гробницу Тутанхамона в ближайшем времени закроют на реставрационные работы. Верховный совет по древностям совместно с институтом консервации Гетти — Getty Conservation Institute (GCI) осуществят проект по консервации гробницы. Проект планируется осуществить в пятилетний срок.

На стенах гробницы были замечены коричневые пятна, причина которых пока не выяснена, но ясно, что продолжение этого процесса может навсегда уничтожить уникальный памятник Древнего Египта. Однако в 2011 году появилась информация о том, что пятна вызваны микроорганизмами, которые к настоящему моменту мертвы. Они могли появиться вследствие того, что фараона хоронили в спешке и не дали высохнуть настенным росписям перед запечатыванием входа. Это открытие вызвало споры о причинах поспешности. Тем не менее было принято решение в конце 2011 года полностью закрыть памятник для туристов. Взамен для просмотра собираются создать копию гробницы.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики