ФЭНДОМ

Наде́жда (На́дя) Никола́евна Ру́шева (31 января 1952, Улан-Батор, Монголия — 6 марта 1969, Москва) — художник-график.
0 a3903 62da0b4

Биография Править

Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала в Москву. Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Выставки Править

В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко». Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.

Фильм Править

В 1969 году на «Ленфильме» был снят фильм «Тебя, как первую любовь...», посвящённый Наде Рушевой. Фильм не окончен.

Смерть Править

Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.

Память о Наде Рушевой Править

  • Похоронена на Покровском кладбище на первом участке. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».
  • Также рисунок Нади «Кентаврёнок» стал логотипом Автономной некоммерческой организации "Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр»", занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино открыт памятник Кентаврёнку.
  • Её именем назван Центр образования № 1466 (бывшая московская школа № 470), в которой она училась. В школе открыт музей её жизни и творчества.
  • 21 октября 1982 года крымский астроном Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади — 3516 Рушева.
  • На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Творчество Править

  • Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.
  • Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.
  • Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
  • Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее г. Саров Нижегородской обл. и ГМИИ им. Пушкина в Москве.
  • Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

Циклы и работы Править

  • Автопортреты
  • Балет
  • Война и Мир
  • Западная классика
  • Маленький принц
  • Мастер и Маргарита
  • Мир животных
  • Пушкиниана
  • Русские сказки
  • Современность
  • Тува и Монголия
  • Эллада
  • Байрон Абидосская невеста

Ссылки Править