Фэндом

Лепа Светозара Радич (серб. Лепа Светозара Радић, 19 декабря 1925 — февраль 1943) — югославская партизанка, участница Народно-освободительной борьбы в Югославии, Народный герой Югославии.
PлL(1).jpg
На момент присвоения ордена была самым молодым его кавалером.

Биография Править

Лепа Радич родилась в деревне Гашница под Градишкой (современная территория Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины). В Градишке она окончила школу. Она была членом Союза коммунистической молодёжи Югославии и в 1941 году, в возрасте пятнадцати лет вступила в Коммунистическую партию.

После начала войны на части территории Югославии было образовано профашистское Независимое государство Хорватия, в состав которого вошли и окрестности Градишки. Лепа Радич была арестована усташами, но 23 декабря 1941 года бежала из заключения и вступила в партизанский отряд. Она состояла в Грабовацкой роте Козарского отряда и участвовала в операциях в районе Козары в июле 1942 года, а в августе с бойцами отряда перешла к Подргмечу. Во время Козарского наступления был убит отец Лепы — Светозар и 15-летний брат Милан.

Позже она была отправлена на полевую работу с молодёжью и стала членом городского комитета Коммунистической партии. Во время Неретванского сражения в феврале 1943 года Лепа Радич была ответственной за транспортировку раненных в укрытие в Грмеч. Во время боя против 7-й дивизии СС она была захвачена в плен, переведена в Босанску-Крупу и приговорена к повешению.

С петлёй на шее она выкрикнула:

Да здравствует Коммунистическая партия и партизаны! Боритесь, люди, за свою свободу, не сдавайтесь злодеям! Меня убьют, но есть те, кто за меня отомстят!

На эшафоте ей объявили, что сохранят жизнь, если она сообщит, кто является лидерами коммунистов, на что Лепа ответила:

Я не предатель своего народа. Они сами раскроются, когда будут уничтожены злодеи вроде вас!

Лепа Радич была повешена в возрасте 17 лет.

Указом президента Югославии Иосипа Броз Тито от 20 декабря 1951 года Лепе Радич было присвоено звание Народного героя Югославии.

Также на Фэндоме

Случайная вики