ФЭНДОМ

Пу И (кит. 溥儀, 7 февраля 1906 года — 17 октября 1967 года) — десятый представитель маньчжурской династии Айсиньгиоро, последний император государства Цин (1908—1912 годы, сохранял титул как нецарствующий император до 1924 года). В 1932—1945 годах Верховный правитель, а затем (с 1934 года) Император Маньчжоу-го, генералиссимус.
U135P112T3D150783F48DT20050110153225

Имя Править

Пуи (традиционно по-русски пишется в два слова — Пу И, хотя китайские имена принято писать слитно) — его имя, данное при рождении; в обычном случае такое имя было в императорской династии табуировано, а в качестве тронного имени употреблялся девиз правления (который звучал как Сюаньтун, 宣統). Однако он был низложен и приравнен к обычным гражданам, так что в историю вошёл под именем Пу И. В качестве фамилии в более позднее время употреблялось его маньчжурское клановое имя — Айсин Гёро (или Айсинь Гиоро, в китайской передаче Айсиньцзюэло, 愛新覚羅). В общении с европейцами он иногда называл себя Генри (Henry), именем, которое дал ему учитель-шотландец. В КНР и на Тайване известен также как Сюньди (遜帝, «Отрёкшийся император»).

Правление в Китае Править

Племянник лишённого власти в 1898 году императора Айсиньгиоро Цзайтяня, правившего под девизом «Гуансюй». Определён ему в наследники вдовствующей императрицей Цыси, фактической правительницей Китая, которая пережила Цзайтяня (ум. 14 ноября 1908 года) на один день. Двухлетний Пу И стал императором в декабре 1908 года, регентом был его родной отец Цзайфэн, имевший титул «князь Чунь».

После Синьхайской революции, разрушившей империю Цин и приведшей к созданию Китайской Республики, 12 февраля 1912 года вдова Цзайтяня, императрица Лунъюй, ставшая регентом вместо ушедшего в отставку князя Чуня, подписала акт об отречении императора. Согласно условиям, обещанным монаршей семье генералом Юань Шикаем, Пу И сохранил титул императора, право жительства в пекинском «Запретном городе», а по протоколу приравнивался к иностранному монарху.

В июле 1917 года, после того, как власть в Пекине захватил генерал Чжан Сюнь, Пу И был ненадолго (на две недели) вновь провозглашён царствующим императором. После того, как войска под командованием генерала Луань Чжичжуя вошли в Пекин, Пу И был вторично отстранен от власти, но императорской семье было позволено остаться в Пекине. После достижения 18-летия в 1924 году он был низложен окончательно, лишён всех титулов, изгнан со своим двором из Запретного города и объявлен обычным гражданином республики.

Влияние Японии. Маньчжоу-го Править

В 1925 году он поселился на территории концессий в Тяньцзине, контролируемых Японией, и организовал там «двор в изгнании». С этого времени на него большое влияние оказывали японские власти.

1 марта 1932 года, по решению Всеманьчжурской ассамблеи, было образовано Государство Маньчжоу-го. Пу И, первоначально назначенный Главой Государства — Верховным правителем государства (вступил в должность 9 марта 1932 года), с 1 марта 1934 года стал императором Даманьчжоу-диго (Великой Маньчжурской империи) под девизом «Кандэ» (康德).

Арест Править

16 августа 1945 года взят в плен советскими войсками, содержался в лагере для военнопленных под Хабаровском. Был свидетелем обвинения на Токийском процессе в 1946 году.

В 1949 году с установлением в Китае власти коммунистов Пу И написал письмо Сталину с просьбой не передавать его китайским властям. Он также писал, что знакомство с трудами Маркса и Ленина в тюремной библиотеке произвело на него глубокое впечатление и изменило его мировоззрение. Сталин не хотел[источник не указан 90 дней] портить отношения с новыми китайскими властями, и Пу И был возвращён в Китай в 1950 году.
0920 173027

В Китае он был направлен в лагерь перевоспитания в городе Фушунь провинции Ляонин, и освобожден как «перевоспитавшийся» в 1959 году по особому разрешению Мао Цзэдуна.

Последние годы Править

C 1959 года он поселился вновь в Пекине, где работал в ботаническом саду, а затем архивариусом в национальной библиотеке; заявил о том, что принимает коммунистический режим.

С 1964 года был членом политико-консультативного совета КНР.

Написал мемуары, в которых предстаёт как чисто формальный властитель, с чьим мнением никто не считался. Некоторые историки предполагают, что Пу И мог сознательно преуменьшать свою политическую роль, опасаясь обвинений в военных преступлениях Японии. Умер от рака в начале «культурной революции».

Пять раз вступал в брак, но детей ни от одной жены не имел. Наследником китайского престола объявил двоюродного брата; манчжурского — родного брата Пу Цзе. Один из его братьев, Пу Жэнь, до сих пор живёт в КНР и пользуется большим уважением.

В популярной культуре Править

Пу И — герой знаменитого фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император» и китайского телесериала с одноимённым названием.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики