ФЭНДОМ

Муся Пинкензон (5 декабря 1930, Бельцы, Бессарабия, Румыния — ноябрь 1942, Усть-Лабинская, Краснодарский край, СССР) — пионер-герой, расстрелянный немцами.
X 9c401ae2

Биография Править

Сын врача Владимира Борисовича Пинкензона и его жены Фени Моисеевны. Один из основателей медицинской династии Пинкензонов был самым первым врачом Бельцкой земской больницы в момент её создания — ещё в 1882 году. С детства учился играть на скрипке, и когда ему было пять лет, местная газета уже писала о нем как о скрипаче-вундеркинде. В 1941 Владимир Пинкензон получил направление в военный госпиталь в Усть-Лабинскую. Летом 1942 г. станицу Усть-Лабинскую заняли немецкие войска, притом настолько стремительно, что госпиталь не успели эвакуировать. Вскоре семью Пинкензонов арестовали как евреев. В числе других приговоренных к смерти, их вывели на берег Кубани, куда согнали жителей со всей станицы. Солдаты расставляли приговорённых к расстрелу вдоль железной ограды перед глубоким рвом. Перед расстрелом Муся заиграл на скрипке «Интернационал» и тотчас был убит.

После Великой Отечественной войны подвиг Муси Пинкензона стал широко известен сначала через статьи в центральной печати и радиопередачи. А потом эта информация была подхвачена не только во многих уголках Союза ССР, но и в Европе и Америке. На месте расстрела скрипача был установлен многометровый обелиск, в конце 70-х заменённый на бетонный памятник.

Имя Муси Пинкензона носит школа № 1 города Усть-Лабинск, действует экспозиция об отважном бельчанине. Писатель Саул Наумович Ицкович (1934—1988) написал о нём книгу «Расстрелянная скрипка». Был создан большой анимационный фильм на документальной сюжетной основе.

Федерико Феллини был вдохновлён героизмом Моисея Пинкензона: в знаменитом фильме «Амаркорд» есть эпизод-метафора, навеянный подвигом Пинкензона. Бывший переулок Пушкина в Бельцах с 2007 года носит его имя, где, на недавно построенном общинном доме «Хэсэд Яаков», была вывешена мемориальная доска.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики