Фэндом

Людмила Дмитриевна Петракова (в замужестве Фадеева) (5 июня 1936, Ульяновск — 29 ноября 2016, там же) — девочка, которой отец написал письмо с фронта во время Великой Отечественной войны, которое так и не дошло до неё.
Назар Заднепровский.png
Девочке Миле в 1980 году возвели памятник в Ульяновске.

Письмо Править

Письмо политрука Дмитрия Петракова дочери Миле (18.09.1942):

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. И вдруг ещё один взрыв, василёк сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит».

Это письмо комиссар Дмитрий Адрианович Петраков написал в 1942 году — в промежутке между сражениями под Сталинградом. Бойцы тогда на протяжении суток отражали вражеские атаки. Петраков был ранен, но василёк, сорванный на поле боя, сохранил в кармане гимнастёрки, а потом вложил его в письмо. Письмо достали из кармана политрука, когда его с тяжёлой контузией вывозили с поля боя в тыл. Писмо он отправил дочери уже из госпиталя. Он специально написал письмо печатными буквами, чтобы ей легче было прочесть. Петраков писал письма часто. Однажды писем не было целый месяц, и жена с дочерью почти отчаялись. Но, оказалось, что это была только временная заминка. Письма были двух видов — общие и для Милы, написанные ровными печатными буквами. На полях этих писем отец обязательно что-нибудь рисовал цветными карандашами, чтобы девочке было легче и интереснее читать.
44457f1b74b2e8be875299d484fd561.jpg

Дмитрий Петраков, отец Милы.

Одно из таких писем: «В добрый час, Мила! Пишу тебе, моя дочка, письмо, моя кудрявая Мила. Как поживаешь? Мама твоя писала про тебя, что ты рыбачишь очень хорошо. А осенью, может быть, пойдёшь в школу. Это очень хорошо…».

Комиссар Петраков погиб в 1943 году во время наступления на Орёл. За мужество и героизм в сталинградских боях был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». Письмо и другие документы Дмитрия Петракова семья Людмилы передала в музей в Минске.

Памятник Править

Памятник девочке Миле с васильком в руке был изваян в 1970-х из гипса и покрыт позолотой. 3 мая 1980 года, к официальному открытию мемориала «Солдатское поле», скульптура обрела бронзовую обшивку.
146511364412959186.jpg

Памятник девочке Миле на мемориальном комплексе «Солдатское поле».

У её ног — камень треугольной формы, символизирующий солдатское письмо, на котором высечены строки письма комиссара Петракова: «Моя черноглазая Мила…». Зимой 2014 года вандал Дмитрий Дорофеев свалил памятник и ободрал с него покрытие, собираясь сдать бронзу как цветной металл. Скульптуру невозможно было восстановить, поэтому пришлось отливать точную копию работы известного волгоградского мастера Алексея Криволапова. Это стало возможным благодаря сохранённой вдовой скульптора гипсовой копии. 30 апреля 2014 года памятник полностью отлили в бронзе и вернули на место[1].

Создать мемориальный комплекс «Солдатское поле» под Волгоградом предложили одному из авторов мемориала в Хатыни, заслуженному скульптору СССР Леониду Левину. Однако главную идею проекта выработать не удавалось, и Левин был готов отказаться от работы. Но когда ему показали текст письма Дмитрия Петракова, он был потрясён и тут же согласился стать идейным автором памятника-мемориала. Также над созданием скульптуры работал волгоградский скульптор Алексей Криволапов и киевский инженер Наталья Савицкая. О письме стало известно из статьи Михаила Лазаревича Ингора в журнале «Работница». Ингор воевал рядом с Петраковым и знал о содержании письма[2].

Воспоминания Править

Этот день я хорошо помню. Мой отец был страстным рыбаком. В ночь на 22 июня они ушли с другом на Волгу. Вернувшись, папа лёг на диван и включил радио. Мама вытирала стакан. И вдруг по радио объявили о войне, я не поняла смысла сказанного, но увидела, как стакан из маминых рук полетел на пол, а отец сразу сел на диване… Когда он уходил на фронт, был жаркий день, 4 июля 1941 года. Помню рюкзак на спине уходящего отца и свою надежду: «Вдруг обернется?». Но не обернулся, так и ушёл. Детская память цепкая. Как сейчас вижу: празднично одетая, стою на крыльце нашего дома, жду родителей. Наверное, мы собирались пойти в кинотеатр «Художественный». Посреди двора – лужа, и вот я при всём параде уже лежу посреди неё. А потом чувствую сильные руки отца, который одним махом поднимает меня, несёт в дом, чистит, отмывает.
Screensho.png

Людмила Петракова в пожилом возрасте.

Он ни разу меня не ударил, но его серые глаза становились стальными, если я провинилась. Помню розовую корзиночку, а в ней семечки. Я их беру, грызу, а шелуху плюю прямо на пол. Отец возмущён: «Так нельзя!». Корзиночку у меня тут же забирают, а я ещё долго потом ползаю по полу, собираю шелуху от семечек.

Как-то папа прислал с фронта посылку. Когда её открыли, в ней оказался матросский костюм для меня. И я вдруг сказала: папа не вернётся. Не знаю, почему, но это как-то вдруг пришло в голову.

Мы не видели боёв, но мы получали похоронки с фронта, переживали голод, холод, мы были раздеты и разуты. Помню, во втором классе я пришла в школу в маминых фетровых ботах, которые до войны женщины надевали прямо на туфли. В боты могло бы поместиться три мои ноги, и я ходила, хлопая ими — хлоп, хлоп, хлоп... Но чем жёстче было время, тем больше любви мы чувствовали. Низкий поклон нашим учителям, которые кормили нас кусочками хлеба, посыпанными сахарным песком, и следили, чтобы мы всё съели в классе, боялись, что кто-нибудь из старших ребят отнимет эти драгоценные пайки у малышей. Только теперь я понимаю, как рисковали машинисты паровоза, который возил состав «Главмука – Заготзерно». Тайком они кидали нам, детям, лепёшки, которые пекли в лабораториях «Главмуки» на пробу сырья. А как мы замирали, когда дедушка слушал чёрную тарелку, из которой звучал голос Левитана...

После войны Править

В 1957 году Людмила Петракова закончила в Ленинграде институт водного транспорта. После окончания института устроилась работать в Ульяновский речной порт, где проработала всю жизнь. В 1961 году вышла замуж за Михаила Фадеева, и спустя почти год у них родилась дочь Наталья. В 1991 году Людмила Петракова-Фадеева ушла на пенсию. Умерла 29 ноября 2016 года в Ульяновске на 81 году жизни, после продолжительной болезни[3].

Примечания Править

Также на Фэндоме

Случайная вики