ФЭНДОМ

Леонид Исаакович Окунь (29 декабря 1929, Минск, Белорусская ССР — 26 апреля 2015, Тель-Авив, Израиль) — герой Великой Отечественной войны. Еврей по национальности.

XzTCFcuO-AA

Биография Править

Семья Лёни Окуня жила на улице Островского, дом № 38, в Кагановическом районе города Минска. Мама работала закройщицей на обувной фабрике им. Тельмана, папа был простым служащим. У Лёни были две старшие сестры — Маша и Женя, и брат Заля, который ещё до начала войны в возрасте 17,5 лет призывался в РККА. После войны Заля погиб в боях на Кавказе в 1942 году.

Лёня Окунь учился в средней школе № 1 им. Володарского, до войны закончил пять классов.

Начало войны Править

22 июня 1941 года, к десяти часам утра Лёня с семьёй пошёл на открытие Комсомольского озера в Минске. Вдруг вокруг все забегали, говоря шёпотом — «Война началась!».

Вечером 24 июня 1941 года, вместе с другими евреями, собрав котомки, семья пошла на восточный выезд из Минска. А через несколько часов, во двор их дома заехал грузовик. В нём был отец Лёни, приехавший из Москвы спасать семью. Ему кто-то сказал, что его семья уже убежала из города. Он собрал несколько стариков-соседей, которые не могли самостоятельно проделать ожидаемый трудный путь, и в кузове машины вывез их из Минска. Отцу повезло, на машине он успел доехать до Борисова ещё до того, как немецкие танки закрыли кольцо окружения. С отцом Лёня встретился только после войны…

25 июня навстречу бредущим по дороге с востока шли толпы беженцев и говорили, что дальше пути нет! Немцы! Путь на восток был для семьи уже отрезан и она вернулась в Минск. 26 июня Лёня попал под бомбёжку на улице Советской, на углу площади Свободы и гостиницы «Европа». Всё вокруг было в огне. Металл перекрытий горел и гнулся на его глазах. 28 июня 1941 на его улице уже стояли немецкие танки. В тот же день через город начали гнать колонны пленных. Двое суток, непрерывным потоком, через нашу улицу шли в колоннах по четыре ряда кадровые военнослужащие РККА. Шли покорно, среди них было много солдат с кровавыми бинтами. Через каждые 70-100 метров по бокам шли немецкие конвоиры, иногда конвоир был с собакой. В тех, кто пытался подбежать к колонне и передать пленным кусок хлеба — конвоиры стреляли сразу и без предупреждения. 29 июня 1941 года уже по всему городу были развешены немецкие листовки, в которых было написано следующее: «Повешены сто жидов в сквере Юбилейный». Рядом висел немецкий приказ, предписывающий всему мужскому населению Минска от 15 до 45 лет собраться для регистрации в районе Комсомольского озера. Там уже стояли пулемётные вышки и огороженные колючей проволокой огромные загоны для людей. Немцы искали евреев, командиров и комиссаров РККА. На отдельном участке разместили молодых мужчин-евреев, которых вскоре всех расстреляли. Комсостав был сконцентрирован на другом участке, их куда-то угнали. Простых красноармейцев отправляли на улицу Широкую, там немцы позже организовали лагерь военнопленных. Гражданских белорусов отпускали по домам.

Минское гетто Править

7 июля 1941 года начался первый организованный еврейский погром в Минске. Местные белорусы водили немцев по домам, указывали, где живут евреи, и немцы хладнокровно убивали евреев. В этот день были убиты многие сотни людей.

Ночью немцы и полицаи оцепляли определённую улицу, выгоняли всех из домов, сажали в грузовики и вывозили на расстрел. Тогда же в гетто появились машины-душегубки. Евреи стояли по двум сторонам улицы, и немцы отсчитывали по несколько десятков человек, и заталкивали их в эти душегубки. Лёня с семьёй попал в одну из таких облав. Стало темнеть, и машины выехали из гетто. Единственным выходом выжить во время погромов было создание «схронов», или как их тогда называли — «малин», всевозможных тайников, в которых могли спрятаться люди во время облав. Лёня сделал для своей семьи и для соседей три таких «малины» в разных домах.

В гетто начался дикий голод. На каждого жителя гетто выдавали эрзац-«хлеб» (некая смесь с опилками). Давали в день по семьдесят граммов этого «хлеба». Вдруг перестали охотиться за молодыми мужчинами, и через Юденрат предложили мужчинам идти в рабочие команды гетто. Организовали биржу труда.

Многие подумали, что это немецкая уловка, так хотят выявить и добить последних мужчин в гетто, чтобы лишить евреев потенциальных защитников, способных оказать сопротивление немцам. Но некоторые рискнули, ведь только за пределами гетто можно было раздобыть какую-то провизию на обмене с местными жителями. Зять Лёни, Петя Гехт, был столяром: он рискнул и пошёл в рабочую команду. Петя попал на работу в мастерские при гебитскомиссариате, делал фанерные чемоданы для немецких отпускников. Иногда он брал Лёню с собой на работу. В рабочих командах иногда давали поесть баланду! Это было спасением. Но нередко под видом набора в рабочую команду полицаи собирали несколько сотен человек и везли на расстрел в Тростянец. В гетто продолжали массово умирать люди от голода и болезней. У семьи Лёни остались сапоги его отца. Семья послала Лёню обменять сапоги на еду. Ночью он перелез через проволоку в «русский район», и в каком-то доме, в темноте, ему насыпали в платок немного муки в обмен на сапоги. Когда Лёня приполз обратно в гетто, семья посмотрела и увидела, что вместо муки ему насыпали побелку. Дед кричал на Лёню, а все остальные плакали.

Рабочие команды немцы стали постепенно уничтожать только в 1942 году, а осенью 1943 года убили последних несколько тысяч живых узников гетто, бывших в этих командах, и само гетто было окончательно ликвидировано. 7 ноября 1941 года была проведена очередная массовая акция. Из гетто вывезли 12 тысяч человек и убили. 20 ноября 1941 года была следующая акция. Схватили 5 тысяч евреев, отвезли сначала в концлагерь на улице Широкой, а после расстреляли в окрестностях города Минска. Границы гетто урезали. Тогда же, в гетто, под видом переселения на «восточные земли», привезли 35 тысяч немецких евреев, которых белорусские евреи называли «гамбургскими». Они носили на одежде жёлтые шестиконечные звёзды с надписью JUDE в центре звезды. Эти люди были размещены на отдельном участке, огороженном проволокой в районе улиц Сухой и Обувной, и вскоре все были уничтожены. Евреев из рабочих команд расстреливали прямо на месте работы на территории кирпичного завода в 5 километрах от Минска или в районе торфоразработок на 37 километре Московского шоссе, евреев из гетто убивали в Тучинке, в Тростянце. 130 тысяч евреев из Минского гетто были замучены и расстреляны немцами. В 1942−1943 гг немцы уничтожали обитателей гетто так же интенсивно, как и осенью 1941 года. Во время акции 28 июля 1942 года было уничтожено 30 тычяч евреев гетто. Рабочие команды задержали за городом на трое суток, а в это время немцы вместе с белорусскими, литовскими и украинскими карателями истребляли евреев в гетто. Тысячи убитых и изуродованных тел лежали на улицах гетто. Остальных увезли на расстрел в пригороды. Выживали во время акций только те, кто был в тот день в рабочей команде за пределами гетто или смог укрыться в «малине» и не был найден. Многими в гетто овладела апатия, у них уже не было сил бороться за выживание, люди ждали смерти как избавления от изуверских мучений, страданий и голода. Даже некоторые из тех, кто мог бежать, не соглашались бросить своих родных, и оставались с ними в гетто, чтобы вместе разделить горькую и трагическую участь. Многие просто не представляли куда бежать. В двух метрах за пределами гетто их сразу хватали местные жители и полицаи и выдавали евреев немцам на растерзание. За побег еврея из рабочей команды немцы в наказание могли расстрелять всю команду.

Побег из гетто Править

Мать Лёни решила спасти его. Зимой 1941 года она собрала все семейные ценности и через знакомую по довоенной работе на фабрике, договорилась с какой-то женщиной, которая за золото занималась спасением еврейских детей, выводила их из города и размещала по белорусским семьям на дальних хуторах. Вечером Лёня переполз через проволоку и в определённом месте его ждала эта женщина. Он отдал ей платок с кольцами своей матери. Ночью женщина прятала мальчика у себя в доме, утром дала телогрейку и повела в сторону Налибокской пущи. Проходили по пригородной деревне, и играющие на улице дети кричали ему: «Жидёнок!». Пошли по лесу. Проводница сказала — «Иди вперёд, а я тебя догоню!». Лёня пошёл, она потихоньку отставала, затем исчезла, бросив мальчика в лесу. Никого из тех, кого матери доверили этой «проводнице», в живых не осталось. Возвращаясь с войны в 1945 году, Лёня специально вёз с собой свой «наградной» пистолет, чтобы застрелить эту женщину, но она куда-то сбежала из Минска с немцами. Лёня планировал отомстить и тем, кто, кто подсунул ему побелку вместо муки, но они тоже сбежали из города в 1944 году. В лесу Лёню подобрали конники и отвезли в Медвежино. Полицаев в деревне не было. Его накормили и уложили спать. Утром спросили: «Мальчик, а ты дорогу назад помнишь?». Лёня побоялся возвращаться. Партизан Иван Иванов, беседовавший с ним, сказал, что он должен им помочь — передать записку с инструкциями в гетто нужному человеку. Добавил, что если его остановят немцы или полицаи, то он должен будет эту записку проглотить, чтобы немцы не прочли текст записки.

Участие в Великой Отечественной войне Править

В составе 3-го партизанского отряда им. Суворова Править

Лёня был в партизанском отряде связником и проводником из гетто. Его мать была связана с руководителями подполья. Связь шла по цепочке, согласно законам конспирации. Каждый проводник имел свой маршрут и связь с определённой партизанской группой или отрядом. Лёня был связан с 3-м отрядом им. Суворова Чапаевской бригады. Выводили из гетто ночью, через заранее приготовленные «лазы» в колючей проволоке. Немцы, и полицаи, охранявшие гетто, часто устраивали засады по периметру и многие нарывались на эти засады. Границы партизанского края проходили в районе деревень Медвежино и Скирмантово — так называемый «перевал». Дальше этой «границы» немцы осмеливались заходить только во время больших карательных операций. В этих местах находились партизанские дозоры, там же распределяли бежавших евреев по отрядам соединения. Лёня вывел из гетто к партизанам примерно пятьдесят человек. Выводил в основном согласно указаниям партизан. В записке указывалось, человек какой специальности нужен партизанам, а иногда сразу называлась фамилия. Требовали вывести врачей определённой специальности, а также людей, разбирающихся в оружии, бывших солдат РККА и так далее. Один раз Лёня ошибся. Ему сказали вывести из гетто доктора Лившица: он привёл к партизанам женщину-гинеколога — доктора Лившица с двумя детьми, а партизанам был нужен хирург-мужчина — доктор Лившиц. Лёню за эту ошибку поругали. Из-за этой ошибки партизаны не разрешили Лёне вывезти из гетто его семью. Кто-то донёс полицаям, что Лёня находится в партизанах. Всю его семью из восьми человек повесили в Юбилейном сквере. Когда мальчик пришёл в гетто, он увидел семью на виселицах.

К осени 1942 года почти все гетто в Белорусской ССР были ликвидированы немцами, а их обитатели расстреляны, задушены, сожжены живьём.

В составе 106-го партизанского отряда под командованием Зорина Править

Позже Лёня перешёл в «еврейский» семейный отряд № 106 под командованием Семёна Натановича Зорина, состоявший из 640 человек, специально созданный по приказу генерала Платона Чернышёва в рамках борьбы с антисемитизмом в рядах партизан. Взвод состоял из польских евреев и нескольких молодых людей из гетто. В отряде состояло 150 детей-сирот — для них организовали школу в семейном лагере. В 1944 году в отряде создали подрывную диверсионную группу. Лёне приходилось ходить на боевые операции отряда, но в основном он находился либо в охранении, либо в оцеплении места проведения операции.

Были случаи, когда отряд не предупреждали о наступлении немцев. Первый раз такой случай произошёл в Налибоках, в июле 1943 года. Отряд целый месяц метался в кольце блокады, бросив всех коней, коров, и мешки с остатками продовольствия. Прятались на болотах, детей несли через трясины на руках. Шли по грудь в болотной жиже. В отдельных местах пилили лес и делали гати до островков на болотах. Немцы шли цепями, но из-за опасности провалиться в болотную топь каратели сбивались в кучки и шли группами с проводниками-полицаями впереди. Кому везло попасть в «зазор» между этими группами, тот и выживал. Немецкие карательные операции у партизан называли «марафоном». И так отряд подставили ещё как минимум два раза. Последний раз это случилось в июле 1944 года, во время немецкого отступления из-под Минска. Отряд не предупредили, что к партизанской базе идёт большая группа отступающих с востока немцев. Передовой дозор заметил немецкую разведку. Боевая рота отряда вступила в схватку. После долгого и жестокого боя немцы стали отступать, после чего соседняя бригада прислала к отряду подкрепление.

В составе 50-й Красной Армии Править

В 1944 году со стороны партизанского аэродрома в отряд пришли три человека в десантных комбинезонах. Зашли в землянку к Зорину, Лёня как раз находился рядом с командиром. Десантники сказали, что они разведчики Красной Армии, и что они ищут одну партизанскую бригаду. Спросили у Зорина, может ли он дать им проводника. Лёня имел смутное примерное представление, где находилась эта бригада, но заявил — «Я знаю дорогу!». Зорин приказал Лёне заткнуться, и он выскочил из землянки. Зорин с десантниками ещё долго что-то обсуждал, после чего к Лёне вышел Зорин и сказал, чтобы тот отвёл их, куда скажут. И Лёня пошёл с десантниками. По дороге в лесу они встретили ещё пять человек из этой группы. Они были в советской форме с погонами, с автоматами ППШ. Лёня отвёл их в нужную бригаду, там ему дали место в землянке, сказали, чтобы он отдыхал. Вокруг землянки крутились несколько сверстников Лёни из этой бригады. Утром десантники засобирались в обратную дорогу. Лёня подскочил к старшему из разведчиков по имени Павел и стал его умолять, чтобы тот взял его с собой. Павел посовещался со своими разведчиками, и они согласились.

Через несколько дней группа перешла линию фронта. В этой разведгруппе было два человека из полковой разведки 563-й Стрелкового Полка 153-й Стрелковой Дивизии 50-й Армии. В штабе полка не знали, что делать с мальчиком. Лёня долго уговаривал беседовавших с ним двоих офицеров, чтобы ему разрешили участвовать в операциях, и они согласились. Сначала мальчик попал в роту автоматчиков. Дивизия стояла в ближнем тылу и принимала пополнение, а роту Лёни послали в первую траншею в пехотных порядках. Перебегали с места на место и постреливали по немцам, создавая у них впечатление, что передовые траншеи полны народа. Потом Лёню забрали в разведвзвод полка, оформили все документы. Подогнали форму под его рост, нашлись и сапоги по размеру. Но в разведпоиски он ходил в ботинках, сапоги мешали ползать на передовой — слетали с его ноги.

Лёня мечтал отомстить за свою семью. И, убивая очередного врага, нажимая на курок автомата, всегда говорил шёпотом: «Этого — за маму! Этого — за сестру! Этого — за брата!». Таким образом он застрелил несколько десятков немцев.

Пошли в разведку. Три разведчика, включая Лёню Окуня, успешно проскочили первую линию немецких позиций. Залегли в кустарнике. Два разведчика ушли вперёд, сказав Лёне, чтобы он их подождал на месте. Он долго ждал своих товарищей. Увидев в траншее землянку с отдыхающими немцами, Лёня решил подорвать их гранатой и пополз к землянке. Вдруг из неё выходит здоровый высокий пьяный немецкий офицер, и, напевая песню, останавливается в окопе, в ответвлении траншеи, чтобы справить нужду. Лёня подполз к нему поближе и со всей силы ударил немца прикладом автомата по голове. Немец обмяк и упал на корточки. Лёня залез в окоп, подсел под немца и с трудом вытолкнул его наверх.

Никто на немецкой линии обороны Лёню не заметил. Он снял свой ремень, зацепил его за ремень немца и поволок его к своим. Через триста местров его заметили ребята, поползли к нему навстречу, и разведчики из взвода помогли дотащить пленного. Когда они увидели, что пленный — офицер, то кинулись Лёню обнимать.

На следующую разведку пошли семь человек, включая Лёню. На подходе к немецким позициям группу обнаружили и расстреляли из пулемётов. Лёня был ранен в живот, и, когда его вытаскивали к своим, ещё одна пуля ударила его в спину. Орден Славы 3-й степени ему вручили после возвращения из госпиталя.

Осенью 1944 года в Польше шёл штурм немецкой высоты. Наступали всем полком, вместе со штурмовым знаменем. Полковую разведку тоже кинули в атаку в первой цепи. Увидев, что убило знаменоносца, и он рухнул на землю вместе со стягом, Лёня подбежал к убитому, подхватил знамя и пошёл вперёд. Все кричали ему — «Лёня! Ложись!». Мальчик получил разрывную пулю в правое бедро. Его вынесли с поля боя и отправили в госпиталь в Августове. В конце ноября 1944 года Лёню наградили вторым орденом Славы.

В марте 1944 года в очередном разведпоиске Лёня получил ещё одно ранение в живот, контузию и перелом основания черепа.

Десять дней лежал в госпитале без сознания. Ему сделали спинномозговую пункцию, после чего направили в ещё ряд госпиталей, последний из которых был в Минске, из которого осенью 1945 года он вышел инвалидом.

После войны Править

Самой дорогой для него боевой наградой был «наградной» пистолет, вручённый ему комдивом. В 1947 году, на свадьбе у товарища-партизана, на радостях Лёня дал из этого пистолета «праздничный салют» — несколько выстрелов в воздух. Прибежала милиция. Пистолет конфисковали, но Лёню не тронули.

Был представлен к орденам Красного Знамени и Красной Звезды, но не был награждён из-за проявленного антисемитизма в белорусском военкомате. После войны ушёл юнгой на флот в Либаве (ныне Лиепая), куда попал по чужим документам от медкомиссии. Попал в группу подготовки электриков для службы в БЧ-5. Служил два с половиной года на тральщике № 703 на Балтике. От тяжёлых условий службы у Лёни открылись фронтовые раны, и его списали на берег. На медобследовании во флотском госпитале у него обнаружили язву желудка и комиссовали с флота. Вернувшись в Минск, пошёл работать электриком, закончил Московский энергетический институт и свыше 20-ти лет проработал главным энергетиком завода. Затем ушёл работать заведующим постановочной частью в Минском театре оперы и балета и Драматическом театре имени Янки Купалы. В начале 90-х годов покинул Беларусь и переехал жить в Израиль. Умер 26 апреля 2015 года[1].

Примечания Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики