Фэндом

Николай Андреевич Мяготин (Коля Мяготин) (9 мая 1918, Колесниково (ныне Курганская область) — 25 октября 1932, там же) — советский школьник, в советское время получивший известность
46253б7.jpg
как пионер-герой, символ борца с кулачеством, наравне с Павликом Морозовым.

Биография Править

Николай Андреевич Мяготин родился 9 мая 1918 года в селе Колесниково Мало-Чаусовской волости Курганского уезда, Тобольской губернии (ныне в Кетовском районе, Курганской области) в бедной крестьянской семье.

После смерти отца, Андрея Петровича, осенью 1918 года Коля отдан матерью, Ариной Осиповной в детский дом в село Мокроусово, где он воспитывался до 11 лет. Вернувшись к матери, работал в колхозе имени VIII райсъезда.

Убит 25 октября 1932 года. Похоронен в с. Колесниково Кетовского района Курганской области.

30 декабря 1932 года выездная сессия Уральского областного суда в Кургане по делу об убийстве Коли Мяготина приговорила пять жителей села Колесниково к расстрелу, шесть человек — к десяти годам лишения свободы и одного — к году принудительных работ. Сразу после суда Петя Вахрушев исчез без следа. Ещё через неделю нашли повешенной его мать.

В 1999 году Президиум Верховного суда Российской Федерации по делу об убийстве Коли Мяготина десять человек реабилитировал полностью как невиновных. Двоим состав преступления из политической статьи был переквалифицирован в уголовную.

Советская версия убийства Править

Кулаки старались развалить молодой, ещё не окрепший колхоз: портили колхозный инвентарь, калечили и воровали колхозный скот. Пионер Коля Мяготин стал писать о происках кулаков в районную газету. Об одном из случаев крупной кулацкой кражи колхозного хлеба он сообщил в сельский совет.

В октябре 1932 года кулак Фотей Сычёв подговорил подкулачников, хулиганов братьев Ивана и Михаила Вахрушевых убить пионера. Он разработал коварный план: использовать дружбу между Колей и Петькой Вахрушевым. Однажды Петька, наученный братом и Фотеем, уговорил Колю пойти за подсолнухами. За далёкой сельской околицей, на узенькой тропке подсолнечного поля встретились два врага: тринадцатилетний пионер Коля Мяготин и наёмник кулаков Иван Вахрушев. Тяжело раненный, истекающий кровью Коля долго лежал на холодной земле. Петька, заведший его в ловушку, сбегал в деревню и сообщил брату, что Мяготин ещё жив. На этот раз пришёл Фотей с заряженным картечью ружьём и закончил кровавую расправу.

Постсоветская версия убийства Править

Коля Мяготин не был пионером и расхитителей колхозного зерна не разоблачал. Случайно ранен, затем убит.

Память Править

  • Улица Коли Мяготина в городе Кургане (до 2 марта 1933 года — Вокзальная улица).
  • Бронзовая скульптура в севере на перекрёстке улиц К. Мяготина и Красина в городе Кургане с надписью «Пионер-герой Коля Мяготин зверски убитый кулаками 25 октября 1932 года в с. Колесниково». Сооружена по решению Совета областной пионерской организации имени В. И. Ленина от 24 ноября 1960 года. Закладка состоялась 19 мая 1962 года, открытие — 19 мая 1964 года. Решением Курганской городской Думы от 16 февраля 1999 года табличка на памятнике была снята. Отделу культуры поручалось разработать новый текст. Правдивую надпись на табличке предложил сделать на заседании Курганской городской Думы Председатель Коалиции демократических сил Николай Николаевич Лебёдкин. 19 мая 2002 года курганские коммунисты самовольно устанавливали на скульптуре табличку «Пионер Коля Мяготин». 29 августа 2002 года Комиссия Курганской городской Думы принимает решение: табличку снять, как незаконно установленную, но Дума не утверждает Решение Комиссии. Архитектурный проект и скульптура разработаны А. И. Козыревым.
  • Памятник в селе Колесниково.
  • Постановлением Курганского городского Совета от 24 мая 1954 года имя Коли Мяготина присвоено Дворцу пионеров и школьников (ныне МБОУДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» города Кургана).
  • В селе Колесниково его имя носит восьмилетняя школа, Дом культуры, открыт музей.
  • Занесён в книгу Почета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (второй, после Павлика Морозова).
  • В его честь назван дизель-электроход.
  • Пионерский лагерь им. Коли Мяготина (Курганская область, Белозерский район).
  • Ему посвящена песня Чёрного Лукича под названием «Коля Мяготин».

Также на Фэндоме

Случайная вики