ФЭНДОМ

Марфа Павловна Мусина-Юрьева (май или июнь 1801—1803) — внебрачная дочь императора Павла I и, возможно, Любови Багарат, его последний, посмертный ребёнок.

Сведения в документах Править

Матерью девочки, по некоторым указаниям, была фрейлина, камер-фрау императрицы Марии Фёдоровны или дворцовая прислуга. Новорожденной была дана фамилия Юрьева, бывшая в прошлом одним из родовых прозваний бояр Романовых; имя же, таким образом, вероятно отсылало к матери первого царя из рода Романовых инокине Марфе.

Поскольку Марфой планировалось назвать младшую девочку, а упоминания о других детях Павла по фамилии Мусины-Юрьевы нет, вероятно, родилось две девочки, и первая, Евдокия, умерла сразу же, и поэтому в документах не фигурирует. Ребенок родился уже после убийства Павла, и его крестными родителями, скорее всего, те высокопоставленные персоны, которых выбрал Павел, не стали. Тем не менее, волю отца в пожаловании внебрачной сестре дворянства и имения Александр I исполнил.

1 августа 1801 г. указом нового императора Александра I она возведена в дворянское достоинство, ей были пожалованы деревни в Острогожском уезде Псковской губернии и герб с девизом «Сила Божия в немощи совершается». 11 апреля 1802 г. императором подписана грамота на дворянство Мусиной-Юрьевой. В РГИА сохранились документы, определяющие положение незаконной дочери Павла. После гибели императора девочка, как указывается, воспитывалась в Павловске под присмотром императрицы Марии Федоровны, но вскоре умерла.

Противоречия Править

Хотя Греч говорит о двух женщинах, забеременевших одновременно, в современной литературе встречается упоминание о близнецах, возникшее, видимо, по ошибке. Также Эйдельман говорит о том, что фамилия одной из матерей была Юрьева, и девочка, таким образом, получила её по матери, а другие исследователи указывают на «романовское» пожалование этой фамилии и называют другое имя матери.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики