Фэндом

Лариса Дорофеевна Михеенко (1929, Лахта, РСФСР, СССР — 4 ноября 1943, окрестности деревни Игнатово) — пионер-герой, несовершеннолетняя партизанка Великой Отечественной войны, казнённая гитлеровцами.
X 80c562b7.jpg

Биография Править

Лариса Михеенко родилась в Лахте (тогда входившей в состав Сестрорецкого района Ленинградской области) в семье рабочих. Дорофея Ильича и Татьяны Андреевны Михеенко. Отец Лары был мобилизован в Советско-финскою войну, погиб на фронте.

На оккупированной территории Править

В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы к дяде Лариону в деревню Печенёво Пустошкинского района Калининской области (в настоящее время территория Псковской области). Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Наступление вермахта было стремительным, и уже концу лета Пустошский район оказался под немецкой оккупацией.

Дядя Лары, согласился служить оккупационным властям, и был назначен печеневским старостой. Свою старую мать и племянницу-пионерку, осуждавших его за это, дядя выгнал из своего дома и отправил жить в баню. Для Ларисы и её бабушки начались тяжёлые дни: оскорблённый дядя практически не заботился о них, предоставив выживать самим по себе. От недостатка продуктов бабушке с внучкой часто приходилось употреблять в пищу картофельные очистки и лебеду, приходилось побираться. Часто выручали соседки, матери подруг Лары — Фроси и Раисы: приносили хлеба и молока.

Начало боевого пути Править

Весной 1943 года Раисе, подруге Лары, исполнилось шестнадцать лет. Вскоре ей пришла повестка явиться в Пустошку в специальный молодежный лагерь, откуда старших подростков отправляли на работы в Германию. Рая показала эту бумагу подругам. Обсудив ситуацию девушки решили, что в будущем им всем может быть уготована такая участь и решили уйти в местный партизанский отряд, действовавший с первых месяцев оккупации, и в котором уже давно находился старший брат Фроси — Пётр Кондруненко. В свои планы подруги посвятили Галину Ивановну, мать Фроси, и та согласилась рассказать, как можно выйти на партизан.

В партизанском отряде девушек встретили без энтузиазма: жизнь в лесу далеко не сахар, и совсем не подходит для неприспособленных девушек-подростков, которые собрались стать разведчиками. Командир 6-й Калининской бригады майор П. В. Рындин вначале отказался принять «таких маленьких». На следующее же утро их отправили якобы со специальным поручением обратно в Печенево. У руководства отряда совершенно не было уверенности, что подруги ещё раз отважатся придти и не останутся дома. Но девушки вернулись обратно в отряд. Тогда прошедших проверку пионерок всё же решили принять в отряд. Перед лицом своих старших товарищей девушки принесли партизанскую клятву верности Родине и ненависти к врагу.

В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов из-за подозрительности немцев и местных коллаборационистов ко всем взрослым людям, ходящим из деревни в деревню и местным жителям, слишком часто оказывающимся вблизи немецких военных и административных объектов.

Загруженноет.jpg

Иллюстрация «Лара Михеенко на разведке».

Один раз в июне 1943-го Лару и Раю послали в деревню Орехово якобы к тётке за капустной рассадой. В эту деревню был согнан скот, который гитлеровцы отобрали у населения. У немецкого часового не вызвали подозрения две босоногие девочки с корзинами, настоящей целью которых был сбор информации о численности расквартированных в Орехове солдат охраны, расположении огневых точек и о времени, когда происходит смена часовых, и он разрешил им пройти через подконтрольную территорию. Разведчицы благополучно ушли, а через несколько дней в Орехово нагрянули партизаны, и практически без потерь смогли отбить у немцев реквизированный скот.

В следующий раз Лара была послана с разведывательным заданием в деревню Чернецово, где находился немецкий военный объект. Представившись беженкой, девушка устроилась нянькой к местному жителю Антону Кравцову, у которого был маленький сын. Лара очень нежно ухаживала за ребенком, была добра и ласкова к хозяевам. А сама тем временем во время прогулок с малышом собирала необходимые сведения о немецком гарнизоне.

Кроме разведки приходилось Ларе и её подругам заниматься и другим делом- распространением агитационных листовок. Часто эти акции проходили в сёлах по церковным праздникам, когда в храмах собиралось много народу. Одевшись нищими девочки приставали к местным людям как бы прося милостыню, а на самом деле в это время незаметно подсовывали им в карманы и сумки свернутые в несколько раз листовки. Однажды немецкий патруль задержал Лару за этим занятием. Однако в тот раз ей удалось сбежать до того, пока немцы узнали об её истиной цели.

Участница «рельсовой войны» Править

С августа 1943 года партизанский отряд в котором состояла Лара принимал активное участие в «рельсовой войне». Партизаны стали регулярно взрывать железнодорожные линии, мосты и пускать под откос немецкие эшелоны.

Лара, к этому времени уже отлично проявившая себя в разведке и обладавшая хорошим «чутьём» местности была переведена в 21-ю бригаду Ахременкова, целью которой было именно ведение диверсионной деятельности на железной дороге.

В подрыве одного из поездов участвовала и Лара, вызвавшись в помощницы одному из подрывников, которому было поручено взорвать железнодорожный мост через реку Дрисса на линии Полоцк — Невель. Уже опытная разведчица, Лириса и в этот раз выполнила возложенное на неё задание по сбору информации об режиме охраны моста и возможности его минирования. Благодаря участию Лары, удалось вывести из строя не только мост, но и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка сумела убедить минёра, что в нужный момент сумеет незаметно от часового подобраться максимально близко к мосту и зажечь фитиль бикфордова шнура перед приближающимся поездом. Рискуя жизнью, она сумела выполнить задуманное и благополучно отойти обратно. Впоследствии, уже после войны за этот подвиг Лариса Михеенко будет награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

Умершая как герой Править

В начале ноября 1943 года Лариса и ещё двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатово и остановились в доме у проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения. Внезапно появились враги (как выяснится позже, партизанскую явку сдал один из местных жителей). Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната которой она решает воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взрывается.

4 ноября 1943 года Лариса Дорофеевна Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Награды Править

  • Орден Отечественной войны I степени
  • Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени

Память Править

  • В Санкт-Петербургской школе № 106 на двери одного из классных кабинетов находится памятная дощечка с надписью: «Здесь училась героическая партизанка Лариса Михеенко». За специальной «Лариной партой» в этом кабинете сидят лучшие ученики. Имя Ларисы Михеенко также носила пионерская дружина этой школы.
  • В средней школе № 5 города Хотьково Московской области, пионерская дружина которой также носила имя Л. Михеенко, с 1961 года действует Народный музей им. Лары Михеенко. В школьном дворе установлен памятник юной партизанке.
  • В честь Лары Михеенко названы улицы в нескольких населённых пунктах России, в том числе в Хотьково, посёлках Рахья, Бежаницы, Ушково и др.
  • Одному из морских пассажирских судов СССР было присвоено имя Ларисы Михеенко.

В кинематографе Править

  • Реальная биография Ларисы Михеенко легла в основу художественного фильма «В то далёкое лето», реж. Н. И. Лебедев Ленфильм, 1974

Также на Фэндоме

Случайная вики