Фэндом

Екатерина Илларионовна Михайлова (в замужестве — Дёмина) (род. 22 декабря 1925 года) — бывшая санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты и старший санинструктор сводной роты Берегового отряда сопровождения Дунайской военной флотилии;
XYl1XmB3cQU.jpg
одна из немногих женщин, служивших в разведке морской пехоты.

Биография Править

Родилась в Ленинграде. Отец был военным, мать работала врачом. Русская. Лишившись в раннем возрасте обоих родителей, воспитывалась в детском доме.

В 1941 году окончила 9 классов и школу медсестёр Российского общества Красного Креста.

В Красной Армии с июня 1941 года (прибавила к своему 15-летнему возрасту еще два года).

Участие в Великой Отечественной войне Править

Участница Великой Отечественной войны с 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

В боях под городом Гжатск (с 1968 — Гагарин) Смоленской области получила тяжёлое ранение в ногу. Лечилась в госпиталях на Урале и в Баку. После выздоровления с января 1942 года служила на военно-санитарном судне «Красная Москва», переправлявшем раненых из Сталинграда в Красноводск. Там ей было присвоено звание главного старшины, а за образцовую службу вручен знак «Отличник Военно-Морского Флота».

После завершения Сталинградской битвы Михайлову по её просьбе зачислили санитарным инструктором в 369-й отдельный батальон морской пехоты, формировавшийся в феврале 1943 года из добровольцев в Баку. Батальон входил в состав Азовской, а затем Дунайской военных флотилий. С этим батальоном, получившим впоследствии почетное наименование «Керченский Краснознаменный», Михайлова с боями прошла по водам и берегам Кавказа и Крыма, Азовского и Чёрного морей, Днестра и Дуная, с освободительной миссией— по земле Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Чехословакии и Австрии. Вместе с бойцами батальона вступала в бой, отбивала контратаки врага, выносила с поля боя раненых, оказывала им первую помощь. Трижды была ранена.

Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Е. И. 22 августа 1944 года при форсировании Днестровского лимана в составе десанта одной из первых достигла берега, оказала первую помощь семнадцати тяжелораненым матросам, подавила огонь крупнокалиберного пулемёта, забросала гранатами дзот и уничтожила свыше 10-и гитлеровцев.

4 декабря 1944 года старший санинструктор сводной роты Берегового отряда сопровождения Дунайской военной флотилии главный старшина Михайлова Е. И. в десантной операции по захвату порта Прахово и крепости Илок (Югославия), будучи раненой, продолжала оказывать медицинскую помощь бойцам и, спасая их жизнь, из автомата истребила 5 вражеских солдат. Раненую, ослабевшую от потери крови и воспаления легких, почти в безнадежном состоянии Михайлову переправили в госпиталь.

6648469 134e9d6d.jpg

После выздоровления она вновь вернулась в строй. В составе 369-го батальона морской пехоты она сражалась за Имперский мост в австрийской столице Вене. Здесь она отпраздновала Победу 9 мая 1945 года.

К званию Героя Советского Союза главстаршина Михайлова Е. И. представлялась в августе и декабре 1944 года, но удостоена его лишь Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (N 11608).

Демобилизована в ноябре 1945 года.

Послевоенное время Править

В 1950 году окончила Ленинградский санитарно-гигиенический институт имени Мечникова. Работала врачом в городе Электросталь Московской области, где вышла замуж, сменив фамилию на Дёмину. Затем, до выхода на заслуженный отдых в 1982 году, — работала в Москве.

Ekaterina Dyomina, March 2005.jpg

Екатерина Дёмина в пожилом возрасте.

Живёт в городе-герое Москве. Является членом Российского комитета ветеранов войны, Всероссийского совета ветеранов войны и труда.

О ней по сценарию Сергея Смирнова режиссёр Виктор Лисакович в 1964 году снял документальный фильм «Катюша», которому была присуждена международная награда «Золотой голубь мира» и приз Международного кинофестиваля в Лейпциге.

В 2008 году был снят документальный фильм «Катюша большая и маленькая», восстанавливающий события 1964 года, когда снимали первый документальный фильм о Дёминой (авторы фильма Ткачёв и Фирсова).

Награды Править

  • Герой Советского Союза, Указ от 05.05.1990.
  • Орден Ленина (05.05.1990)
  • Медаль «Золотая Звезда» (N 11608)
  • два Ордена Красного Знамени (27.09.1944, 08.03.1945)
  • Орден Отечественной Войны 1-й и 2-й степени, (11.03.1985), (15.02.1944)
  • Медаль «За отвагу» (31.10.1943)
  • Медаль «За взятие Будапешта»
  • Медаль «За взятие Вены»
  • Медаль «За освобождение Белграда»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»|Медаль «300 лет Российскому флоту» (1996)
  • Медаль «Флоренс Найтингейл» Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (1979)

Также на Фэндоме

Случайная вики