Фэндом

Мария Ивановна (21 (31) марта 1689, Москва — 13 (23) февраля 1692, Москва) — старшая дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, сестра императрицы Анны Иоанновны.

Крещена 25 марта 1689 года в Чудовом монастыре патриархом Иоакимом, крёстными были дядя царевны Пётр I и двоюродная бабушка царевна Татьяна Михайловна.

Умершая, немного не дожив до трёх лет, царевна похоронена в северо-западном углу Вознесенского собора в Вознесенском монастыре Московского Кремля рядом со своей сестрой Феодосией. В 1929 году останки Марии вместе с останками других женщин царского рода перед сносом Вознесенского собора были перенесены в подклет Архангельского собора.

Погребение Марии Ивановны представляет интерес с точки зрения хорошо сохранившейся детской одежды конца XVII века. Девочка покоится в массивном саркофаге-ящике, внутри которого стоял деревянный гроб с двускатной крышкой. Прекрасно сохранилась одежда младенца, особенно верхний кафтанчик из струйной объяри, обшитый по вороту, бортам и подолу золотым и серебряным кружевом. Сохранились фрагменты нижней рубашки со множеством медных позолоченных пуговок и золотым и серебряным кружевом на подоле и рукавах. Сохранился также налобный венчик царевны с шитой надписью: «Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас».

Эпитафия на белокаменной плите гласит: «Лета 7200 февраля 13 с пятницы на субботу в 6 часу нощи преставися благоверного великого государя и великого князя Иоанна Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца дщерь благоверная государыня царевна и великая княжна Мария Иоанновна и погребена на сем месте февраля в 14 день».

Также на Фэндоме

Случайная вики