ФЭНДОМ

Нина Куковерова (1929 — декабрь 1943) — пионер-герой.

35209

Когда началась война, мать с детьми — 14-летней Ниной и двумя младшими — осталась в деревне. Отца в это время забрали на фронт. В августе гитлеровцы вошли в Ленинградскую область. 28-го числа взяли Шапки и Нечеперть. Остатки разбитых советских частей группами пробивались на восток. Тогда Нина приютила в доме первых раненых красноармейцев. Скоро появились и партизаны. Стала помогать. Обходить округу. Примечать — где и какое скопление фашистов. Сообщать своим. По её разведданным уже осенью было совершено несколько нападений на дислоцирующиеся немецкие отряды, которые готовились к переброске под Ленинград или возвращались оттуда на лечение.

Через год Куковеровых, как и других местных жителей, отправили в лагерь в Гатчину. А оттуда вывезли под Великие Луки. Нина сразу же вышла на партизан. А потом ушла в отряд. Как и в Тосненском районе, принялась ходить по деревням — собирать информацию, расклеивать листовки. В конце 43-го участвовала в разгроме базы эсэсовцев в деревне Горы: проникла на территорию селения, изучила расположение карателей, сообщила сведения своим.

Погибла она в декабре того же 1943 года. Во время очередного рейда девочку выдал предатель. Нину подвергли жестоким истязаниям, потом казнили.

22c82378102c

Иллюстрация «Нина Куковерова на разведке».

Местом памяти Нины долгие годы было село Шапки, что в Тосненском районе. Местные учителя и ученики с 50-х годов поддерживали связь с её мамой Александрой Степановной, собирали информацию о жизни пионерки, принимали у себя школьников со всего СССР. В начале 2000‑х шапкинскую школу закрыли. Классы перевели в соседнюю Нурму.

Награждена медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Зачислена в состав пионерской дружины.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики