Фэндом

Валенти́н Алекса́ндрович Ко́тик (Ва́ля Ко́тик; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944) — пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно).
X 602c4312.jpg

Биография Править

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской (с 1954 года и поныне — Хмельницкой) области Украины в крестьянской семье.

На начало войны он только перешёл в шестой класс, но с первых дней начал бороться с оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ г. Шепетовки, швырнув гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным шепетовской подпольной организации, затем участвовал в боях. С августа 1943 года в партизанском отряде имени Кармелюка под командованием И. А. Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван. Связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Внёс он также свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, и, благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав в Хмельницкой области 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награды Править

  • Герой Советского Союза (27 июня 1958).
  • Орден Ленина.
  • Орден Отечественной войны I степени.
  • Медаль Партизану Отечественной войны II степени.

Память Править

  • Именем Вали Котика были названы улицы (в Екатеринбурге, Калининграде, Киеве, Нижнем Новгороде, Донецке, Шепетовке), пионерские дружины, школы, теплоход.
  • В 1957 году на Одесской киностудии был снят фильм «Орлёнок», посвящённый Вале Котику и Марату Казею.
  • В 1960 году установлены памятники герою:
    • В г. Москве (на ВДНХ ныне ВВЦ),
    • В г. Шепетовка (скульпторы Л. Скиба, П. Флит, И. Самотёс).

Также на Фэндоме

Случайная вики