ФЭНДОМ

Александр Филиппович Ковалёв (настоящая фамилия Рабинович) (4 января 1927, Москва — 9 мая 1944, Мурманская область) — юнга-моторист Северного флота, пионер-герой.
Param-Parcьa

Биография Править

Родился в семье инженера, начальника производственного отдела Главного управления алюминиевой промышленности Наркомтяжпрома СССР Филиппа Марковича Рабиновича (1901—1938) и Елены Яковлевны Рабинович (урождённой Черномордик, 1902—после 1955). В 1937 году его родители были репрессированы (отец приговорён к расстрелу, мать к 8 годам ИТЛ). После ареста родителей воспитывался в семье тёти — переводчицы Риты Ковалёвой-Райт (Черномордик) и капитана Северного флота Николая Петровича Ковалёва. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ярославскую область, а позже, вернулся к месту службы Н. П. Ковалёва в Архангельск, где поступил на катер. В 1942 году поступил в Соловецкую школу юнг под именем Александр Николаевич Ковалёв в роту подготовки мотористов. После её окончания был распределён на эсминец «Громкий», а после — на торпедный катер. Участвовал в 20 боевых операциях Северного флота.

8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, под командованием А. И. Кисова атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации, в результате которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на катере находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера ТКА-217. 9 мая 1944 Саша Ковалёв погиб в результате взрыва германской фосфорной мины, не разорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника.

Был награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно). Похоронен в Гранитном, перезахоронен в 2010 году в Североморске.

Память Править

  • Именем Саши Ковалёва названы улицы в населённых пунктах Гранитный, Краснодар, Мурманск, Соловецкий и Североморск.
  • На мемориальной доске памятника «Вечная слава героям катерникам-североморцам, павшим в боях за Советскую Родину в Отечественной войне 1941—1945 гг.» в Гранитном (открыт в 1955 г.) значится имя Саши Ковалёва.
  • Памятник Саше Ковалёву в Североморске (открыт в 1990 г.)
  • Именем Саши Ковалёва был назван теплоход Мурманского морского пароходства, учебное судно Новгородского клуба юных моряков (с 1978 по 2003 г., позже продано фирме «Петрофлот» и стало плавказармой в Петрозаводске. В ноябре 2008 года в шторм выброшено на камни и в 2011 году утилизировано на металлолом фирмой «СКАТ»).
  • Имя Саши Ковалёва носят школы в Гранитном и других населенных пунктах, Дом детского творчества в Североморске.
  • Мемориальная доска Саше Ковалёву находится на здании почты в посёлке Соловецкий.
  • Саше Ковалёву посвящена «Баллада о юнге Саше Ковалёве».
  • Имя Саши Ковалёва носит пионерский лагерь в городе Усть-Каменогорск.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики