Фэндом

Никола́й Алексе́евич Зу́ев (1892 — 22 января 1953, Нью-Йорк) — русский офицер, герой русско-японской войны, участник первой мировой войны и Белого движения; в эмиграции — активный участник антикоммунистической деятельности РОВСа и разведывательно-диверсионной борьбы против СССР.
232113 original.jpg

Биография Править

Сын оренбургского казака-урядника; приёмный сын лейтенанта Зуева, погибшего на броненосце «Петропавловск» (после его смерти взят на воспитание штабс-капитаном порт-артурского гарнизона).

Во время русско-японской войны находился при отдельном корпусе пограничной стражи Заамурского округа. В 1904 дважды пробирался из осаждённого Порт-Артура через японские позиции для передачи депеш в штаб русской армии. Незадолго до боя у Вафангоу за пять дней дошёл до русских войск и доставил донесение командующему Маньчжурской армией А. Н. Куропаткину от генерала Стесселя, а затем вернулся обратно. Во время второй вылазки Колю взяли в плен, однако ему удалось бежать из лагеря японцев, выдав себя за заблудившегося китайчонка:

"Дай-ка, думаю, объявлю себя заблудившимся китайчонком из деревни Фи-Чи-Яни; благо голова стриженая, глаза узенькие, как у китайца, и хорошо говорю я по-китайски — скажу, что я сирота, что моего отца звали Тай-Дзун-Ма-Тесин, что меня зовут Си-Кан-Ю и что я заблудился... Вскоре меня привели к одному японскому офицеру, который также задавал ме целый ряд вопросов и который также говорил то по-китайски, то по-русски, но уж очень неправильно. Я также отвечал ему по-русски, но старался говорить так плохо, какъ обыкновенно у нас говорятъ китайцы, — и японец, видя, что ему не добиться от меня никакого толку, велел пока не выпускать меня. …Улучив благоприятную минуту, я тихонько, ползком на животе, добрался до одной из лошадей, перерезал ножиком веревку, вскочил на коня и дай Бог ноги, сквозь тёмную ночь, через горы и долы. Я так скакал всю ночь, сам не зная куда, но когда наступило утро, увидалъ, что очутился опять у какой-то китайской деревни, но не вблизи Артура, а где-то в пределах Ляояна. В этой деревне я пробыл несколько дней, а затем по моей просьбе китайцы доставили меня до ближайшей русской позиции."

За свои вылазки был награждён тремя Георгиевскими крестами (IV, III, II степеней). О Коле Зуеве писали в журналах и газетах, вышла небольшая книжка о нём, а также открытка с изображением юного героя.

В 1906 по Высочайшему повелению был определён на казённый счет в Симбирский кадетский корпус (по другим данным, Оренбургский кадетский корпус), который окончил в чине вице-урядника. Затем, также по Высочайшему повелению, был определён в Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, блестяще закончил его и перед самой Первой мировой войной был принят в ряды Сибирской артиллерийской бригады.
Zoueff.jpg

За время первой мировой войны был дважды ранен, награждён Георгиевским оружием за храбрость. В Гражданскую войну служил на бронепоезде «Офицер», затем командовал им, был произведен в полковники и принял дивизион бронепоездов («Офицер», «Единая неделимая» и «Св. Георгий Победоносец»).

После эвакуации (1920) жил в Болгарии, затем во Франции, где работал шофёром такси. Примкнул к Русскому общевоинскому союзу, с 1927 по 1938 четыре раза ходил в СССР с разведывательно-диверсионными заданиями. В 1936 основал болгарский отдел военно-научных курсов им. Н. Н. Головина, на которых готовились молодые разведывательные кадры для РОВСа («Рота молодой смены им. генерала Кутепова» при 3-м отделе РОВСа). Среди молодёжи Николай Зуев был одним из наиболее уважаемых и популярных руководителей.

После нападения Германии на СССР в 1941 Зуев направляется на германский Восточный фронт, где оставался до конца войны. Впоследствии жил в США.

Похоронен на кладбище Новодивеевского монастыря.

Также на Фэндоме

Случайная вики