ФЭНДОМ

Поли́на Ви́кторовна Жеребцо́ва (англ. Polina Zherebtsova; род. 20 марта 1985, Грозный, СССР) — писательница-документалист, поэтесса.
Images
В 2013 году получила политическое убежище в Финляндии. Занимается правозащитной деятельностью. Финалист премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок» 2012 года. Автор документальной книги «Дневник Жеребцовой Полины». Родилась в многонациональной семье на территории Чечено-Ингушской АССР, в городе Грозном. Во время военных кампаний за пределы Чеченской Республики не выезжала.

С началом войны 1994 года в Чеченской Республике девятилетняя Полина Жеребцова начинает вести личный дневник, в котором описывает происходящие исторические события на своей Родине.

21 октября 1999 года, помогая своей матери торговать газетами на мирном рынке Грозного, Жеребцова Полина получает ранения средней тяжести.

В своем дневнике о мирных жителях она написала:

8 ноября 1999 года:

«…Вчера вечером был ужасный обстрелище! Ракеты и снаряды летели во двор. Били минометы и пулеметы. Стены ходили ходуном. У всех соседей вылетели остатки оконных стекол…»

Детство Править

Полина Жеребцова родилась 20 марта 1985 года в многонациональной семье в Грозном. Отец Полины умер, когда она была совсем маленькой. Мать Полины Жеребцовой, Елена Жеребцова, работала в должности старшего товароведа на крупном предприятии. Свободное время она посвящала воспитанию дочери.

Дед Полины по материнской линии, с которым у неё сложились дружеские отношения, Жеребцов Анатолий Павлович, работал в Грозном более 25-ти лет на телевидении журналистом-кинооператором. Бабушка Полины по материнской линии была профессиональной художницей. Дед по отцовской линии был актером и музыкантом. Бабушка по отцовской линии была профессиональной актрисой.

Полина Жеребцова росла в семье, где почитались в равной степени такие книги, как Тора, Библия и Коран. С детства изучала религии разных народов, историю и философию. Любимым предметом в школе была литература.

В семье Полины Жеребцовой часто повторяли «Мы — люди мира!», зная, что в роду были разные национальности.

Первая война Править

Начинается первая военная кампания (1994—1996 гг.). В самом начале войны — погибает дед Полины Жеребцовой, Анатолий. Больница Грозного по улице Первомайской, в которой по состоянию здоровья, находится 72-летний участник Великой Отечественной Войны, обстреливается с воздуха самолётами. Полина делает первые серьёзные записи в свой дневник. Она ведёт его для себя и даёт соседям и друзьям нарицательные имена. Записывает смешные и грустные моменты жизни. Война 1994—1996 гг. в Чеченской Республике нарушает отношения между русским и чеченским народами. Появляется вражда, ненависть, взаимные упрёки. Из-за фамилии Полина подвергается неоднократным незаслуженным оскорблениям в школе после военного конфликта 1995 года. Неприязнь чеченского народа происходит к русским соседям и знакомым Полины Жеребцовой, что описано ею позднее в документальных рассказах.

Вторая война Править

В 1999 году начинается новый виток войны в Грозном на Северном Кавказе. Полине Жеребцовой уже 14 лет. Её «Дневник» обрастает новыми подробностями происходящего.

Помогая после школы торговать матери на центральном рынке Грозного, Полина Жеребцова получает ранения средней тяжести в ноги. Печально знаменитый по своим масштабам обстрел мирного рынка 21 октября 1999 года описывается в предварительном докладе «Неизбирательное применение силы федеральными войсками в ходе вооружённого конфликта в Чечне в сентябре-октябре 1999 года». В связи с ранением и болезнью, Полина Жеребцова с матерью не успевают выехать из объятого войной Грозного. Начинаются голод, скитания, выселение вместе с другими соседями на «зачистку», описанное Полиной на страницах своего «Дневника». Полина Жеребцова несколько раз находится между жизнью и смертью. Но с упорством продолжает писать, так как надеяться, что кто-нибудь найдет её тетради и прочитает о том, как страдают мирные жители — дети и старики — во время войны. Главное для неё, чтобы люди поняли, что нельзя допускать войны, тем более на территории своего же государства. «Дневник» также рассказывает о том, что до начала конфликта 1994 года в Республике отношения между русским и чеченским народами были взаимно дружественными.

Дом по улице Заветы-Ильича в городе Грозном, в котором, до войны проживала семья Полины Жеребцовой после военных действий 1999—2000 гг. восстановлению не подлежал. Однако Полина с матерью проживали ещё более года без удобств в катастрофических условиях. Только в феврале 2000 года, через пять месяцев после ранения, 14-летней Полине Жеребцовой делают операцию. Оперируют врачи из 9-й московской больницы, в госпитале МЧС на территории разрушенного Грозного — вынимают самый крупный осколок. За ранения (16 осколков) никакой компенсации Полина не получила.

Деятельность Править

Полина Жеребцова поменяла 5 школ в городе Грозном. Все они были поочерёдно разрушены во время военных действий в Чеченской Республике. В 2002 году 17-летняя Полина Жеребцова поступила в ЧГПИ (Чеченский государственный педагогический институт). В 2004 году закончила школу корреспондентов с красным дипломом. С 2003 года сотрудничала со СМИ — работала в штате газеты «Молодёжная смена», вне штата: газеты — «Вести Республики», «Столица Плюс», «Грозненский Рабочий», «Народ и Власть», «Дагестанские вести», «Ставропольская Правда», «Гумс», журналах «Вайнах» (Наш народ), «Стеллад» (Радуга), «Лам» (Вестник), и других. Область её литературных трудов: журналистские расследования, публицистика, интервью, очерки, рассказы, стихи, эссе, фельетоны, сказки для детей. Более трёхсот стихотворений поэтессы опубликованы в СМИ.

В 2005 году семья Полины Жеребцовой переезжает в Ставрополь, устав от постоянных взрывов и терактов в Чеченской Республике, так как война фактически продолжается. В Ставрополе Полина Жеребцова переводится в Северо-Кавказский государственный технический университет на заочное отделение «Общая психология» (диплом получен в 2010 году).

В 2006 году, Полина Жеребцова становится лауреатом международного литературного конкурса имени Януша Корчака в Иерусалиме, сразу в двух номинациях. В том же году она пишет письмо Александру Солженицыну: рассказывает о своих дневниках и просит помочь с публикацией. Сотрудники фонда Солженицына помогают Полине переехать в Москву, но дневники опубликовать не удаётся. В 2008-2010 годах Полина Жеребцова публиковалась в Москве: журнал «Знамя», журнал «Большой город», газета «Свободное Слово».

Об этом времени сказано:

«Жеребцова по-прежнему перебивается случайными заработками, чтобы свести концы с концами: она публикует статьи и работает няней, иногда консультантом» («The Guardian», Великобритания)

В 2011 году осенью вышла книга Дневник Жеребцовой Полины (1999-2002 гг.).

В настоящее время сотрудничает с новостными интернет-порталами Wordyou.ru, Грани.ру, Slon.ru, журнал «Медведь», журнал в Бостоне «Кругозор».

Акции Править

В июле 2012 года Полина Жеребцова подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

«Тот ад, в котором я жила, и тот кошмар, в котором живут миллионы людей в РФ, недопустим. У власти должны быть люди с философским складом ума, стремящиеся к миру и всячески пытающиеся добиться для сограждан человеческих условий жизни. То, что мы имеем сейчас — доказательство обратного процесса. П. Жеребцова»

Известные факты Править

  • С 2007 года Полина Жеребцова в Союзе журналистов России. Имеет международную профессиональную карточку журналиста International Press Card.
  • С 2012 года состоит в ПЕН-клубе.

Литературные премии Править

  • 2006 — Международная литературная премия имени Януша Корчака за отрывок из Дневника («Крещение» — 2000 год).
  • 2006 — Международная литературная премия имени Януша Корчака за военный рассказ «Маленький Ангел».
  • 2012 — Финалист премии имени А. Сахарова «За журналистику как поступок».

Эмиграция Править

Из-за угроз, которые, как утверждает Полина Жеребцова, она в последнее время стала получать лично, а также по почте и телефону от людей, представлявшихся «патриотами России», писательница в январе 2012 года уехала из России и попросила политическое убежище в Финляндии.

«Каждый раз угрозы заключались в том, чтобы я прекратила писать на эту тему, если я хочу жить и если я не хочу, чтобы убили мою семью. Жить в постоянном страхе невозможно. За свою семью я очень переживаю и переживала. Нам удалось выехать, и мы попросили политического убежища».

Политэмигрантка с 2013 года.

Публикации Править

  • «Дневник Жеребцовой Полины» за 1999 — 2002 гг. опубликован издательством «Детектив-Пресс» в 2011 году. Презентация прошла в музее им. А. Сахарова. Едва книга поступила в продажу, на многих сайтах появилась ложная информация, что это — «художественный вымысел». Были нарушены авторские права.

«Я видела записи в натуральном виде, и могу подтвердить, что перед вами настоящий дневник девочки, а не какая-то мистификация», — сказала на презентации Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие», член совета и руководитель сети «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал», опровергая информацию о неподлинности изданного материала.

Автор неоднократно заявляла о намерении издать все тома своего дневника, написанного на территории Чеченской Республики, а также других регионов России. В том числе были опубликованы в СМИ части «Европейского дневника», который Полина Жеребцова продолжила вести уже в лагере беженцев на территории Финляндии. Однако в начале 2013 года появилась информация о том, что издание дневников в России приостановлено из-за соображений цензуры.

«Я никого не ругаю — ни повстанцев, ни русских солдат, — говорит Полина. — В книге нет зла, она только о жизни гражданских лиц, которые вынуждены жить в условиях войны».

Сокращённые фрагменты «Дневника» за 1999 и 2000 гг. Полины Жеребцовой были опубликованы в российских и зарубежных СМИ в 2006—2010 гг. Дневник ведётся с 1994 года (автору едва исполнилось 9 лет) по сегодняшний день.

«Дневник Жеребцовой Полины» содержит военные события в Чеченской Республике, межнациональные отношения, психологию, взросление самого автора, сновидения, мистику. «Я думала, когда меня убьют, люди найдут этот дневник, — рассказала Полина. — Я думала, люди прочитают этот дневник и поймут, что никогда не нужно воевать».

«Дневник Жеребцовой Полины» частично переведён на английский и словенский языки. Полностью текст книги на русском языке есть на Scribd и Проза.ру.

Повести и рассказы Править

  • 2003 — Брак по неволе
  • 2004 — Лариса
  • 2004 — Не судьба
  • 2006 — Крещение
  • 2006 — Маленький Ангел
  • 2007 — Сказка о кролике
  • 2008 — Дедушка Идрис
  • 2012 — Чеченцы и русские. Грозный 2003-2004 гг. Дневник после битвы
  • 2012 — Мне жалко солдата. Дневники Жеребцовой Полины о первой войне
  • 2013 — Тонкая серебристая нить
  • 2013 — Новые легенды старого Кавказа

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики