Фэндом

Валентина Дыко (май 1917 — февраль 1930, г. Кунцево, Московская область) — прототип героини поэмы Эдуарда Багрицкого.

Семья Дыко проживала в подмосковном городе Кунцево в собственном доме на Пионерской улице. В 1960 году город вошёл в состав Москвы, в 1961 году улица была переименована в ул. Багрицкого, а дом Дыко — снесен (существовал, по крайней мере, до 1958 года).

Мать — Елизавета Лаврентиевна Дыко, скончалась в 1965 году. Имя отца — железнодорожника станции Кунцево — ни в каких доступных письменных источниках не обнаружено. Даже в комсомольском билете, выданном посмертно в 1961 году, Валя записана без отчества. Это дает основание полагать, что отец Вали мог быть репрессирован в 30-х годах. Книга памяти Московской области упоминает некоего рабочего Михаила Елисеевича Дыко, проживавшего в г. Кунцево. Все четверо братьев Дыко были репрессированы.

Мать Вали была консервативно религиозна, а поэтому ей была неприятна поэтическая интерпретация смерти дочери, созданная Э. Багрицким. Однако Багрицкий имел основания для написания именно такой поэмы, поскольку несколько лет жил в доме Дыко, а его сын учился с Валей в одной школе. Поэт был очень привязан к этой девочке, которая дружила с его сыном Всеволодом.

Валя, как это бывает свойственно подросткам, конфликтовала с отцом, а авторитетным взрослым для неё стал поэт. В стихотворении «Человек предместья» это соотношение нашло отражение. Таким образом, Э. Багрицкий не мог не знать внутренних установок Вали, поскольку сам участвовал в их формировании.

Скончалась от скарлатины в кунцевской детской больнице. Похоронена на Кунцевском кладбище.

В 60-е годы, когда жизнь личности в СССР перестала быть объектом существенного идеологического давления, Елизавета Лаврентиевна поставила на могиле дочери крест, таким образом как бы обозначив различие поэтического образа и прототипа. Обнаружить могилу в 2008 году не удалось.

Также на Фэндоме

Случайная вики