Фэндом

Леони́д Алекса́ндрович Го́ликов, известный как Лёня Голиков, (17 июня 1926, д. Лукино Новгородской области — 24 января 1943, Острая Лука Псковской области) — подросток-партизан.
X 112d81e0.jpg

Биография Править

Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино ныне Парфинского района Новгородской области в семье рабочего. Русский.

Окончил 5 классов. Работал на фанерном заводе № 2 посёлка Парфино.

Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.

Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».

13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков» неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза.

24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

Впоследствии был внесён в список пионеров-героев, хотя уже к началу войны ему исполнилось 15 лет.

Долгое время считалось, что фотографий Лёни Голикова не сохранилось, и для портрета, созданного Виктором Фоминым в 1958 году позировала сестра Лёни — Лида. Но есть и подлинная фотография Героя.

Награды Править

Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года Леониду Александровичу Голикову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Отечественной войны 1 степени, Медаль «Партизану Отечественной войны» 2 степени.

Память Править

В честь Лёни Голикова в Кировском районе Санкт-Петербурга названа улица (между проспектом Стачек и проспектом Народного Ополчения). Именем Лёни Голикова названы также улицы Великом Новгороде (бульвар), Пскове, Старой Руссе (переулок), Окуловке, Калининграде, посёлках Пола и Парфино и др. Один из кораблей Новгородского клуба юных моряков носил имя «Партизан Лёня Голиков»

Также на Фэндоме

Случайная вики