ФЭНДОМ

Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус» — один из старейших театров Новосибирска, основан в 1930 году. Имеет широкий разножанровый репертуар, постановки различных режиссёрских школ.
Screenshot 1т
Располагается в здании, стилизованном под парусное судно, построенном в 1984 году, по адресу улица Каменская, д. 1. Строительство осуществляло Строительное управление № 23 Стройтреста № 30 Главновосибирскстроя. До этого занимал здание Дома Ленина на Красном проспекте, где ныне находится Новосибирская государственная филармония.

История Править

Датой основания и началом деятельности театра считается 4 апреля 1930 года. Пьесой Леонида Макарьева «Тимошкин рудник» открылся первый стационарный театр Новосибирска.

Основу труппы театра составили актёры и режиссёры ленинградского ТЮЗа (Н. Ф. Михайлов, В. Стратилатов, Е. Г. Агаронова и др.). Одновременно при театре была создана студия. В репертуар НТЮЗа вошли лучшие произведения советской драматургии для детей — «Аул Гидже» Шестакова (1931), «Винтовка 492116» Крона (1934), «Музыкантская команда» Дэля (1935), «Снежная королева» Шварца (1939) и др.

В годы Великой Отечественной войны (в 1942 году) ТЮЗ на 18 месяцев уезжает в г. Анжеро-Судженск. Бригады актеров выступали на шахтах, в общежитиях, в госпиталях с концертами, беседами, спектаклями. Именно в годы войны театр создал спектакли классического репертуара, которые позднее были описаны в учебниках по истории советского драматического театра. В последующие 45 лет театр возглавляли режиссёры, стремящиеся экспериментировать, расширять репертуар спектаклями для разных возрастов: Владимир Кузьмин, Лев Белов, Владимир Чернядев. Среди лучших спектаклей: «Как закалялась сталь» по Н. Островскому (1938), «Молодая гвардия» Фадеева (1947), «Товарищи-романтики» Соболя (1957), «Именем Революции» Шатрова (1962), «Недоросль» Фонвизина (1970), «Материнское поле» по Айтматову (1972) и др.

С 1958 по 1971 гг. и с 1978 по 1987 гг. директором театра была заслуженный работник культуры РФ Нина Никулькова. Благодаря её стараниям у театра появилось новое здание, в котором сейчас располагается «Глобус». Много сил и энергии требовалось, чтобы утвердить саму идею строительства нового здания ТЮЗа в Министерстве культуры СССР, в ЦК КПСС и правительстве СССР. После того как удалось найти поддержку, началось строительство. Первый кирпич в основание нового здания был заложен в 1965 году, а в 1970 году начали строить нулевой цикл. Самый долгожданный день для театра наступил 30 октября 1984 года. Директору вручили символический ключ от театра, который тоже был в виде парусника, и «корабль» поплыл. Архитектором театра стал Анатолий Сабиров, заслуженный архитектор РФ. А в 1989 году проект здания получил Серебряную медаль ВДНХ СССР.

С 1990 по 1996 гг. художественным руководителем театра стал композитор Григорий Гоберник, который тяготел к музыкальной эстетике, к спектаклю-празднику. За период совместной работы Григория Гоберника и директора Марии Ревякиной для развития театра было сделано многое, как в художественном, так и в техническом отношении.

В 1993 году театр получил новое имя — «Глобус». Оно точно передает суть программы театра, который открыт мировому художественному опыту всех стран и эпох. В 1999 году Новосибирскому молодежному театру «Глобус» присвоено почетное наименование «академический». С 2000 по 2003 гг. главным режиссёром Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» был заслуженный артист России Александр Галибин. Режиссёр продолжил развитие творческой программы театра, которая предполагает постановку и выпуск спектаклей, в основе которых лежит классическая и современная драматургия русских и зарубежных авторов. 17 января 2008 года театр «Глобус» одним из первых театров в России осуществил изменение организационно-правовой формы, став государственным автономным учреждением культуры.

С 2008 года главным режиссером театра является Алексей Крикливый. С 2001 по 2014 год театр возглавляла директор Татьяна Людмилина. С января 2014 года директор театра «Глобус» — Елена Алябьева.

Театр сегодня Править

Репертуарная политика Править

Театр «Глобус» приглашает для сотрудничества не только признанных мастеров сцены. Особое внимание он уделяет представителям нового поколения режиссуры. Это позволяет создавать спектакли, отвечающие различным зрительским интересам — комедии масок, мелодрамы, психологические драмы, и в то же время удовлетворять потребность зрителя в интеллектуальном театре. Отбор пьес для составления детского репертуара основан на предпочтении популярных классических сказок.

В настоящее время творческий состав театра представляет собой коллектив из 48 актеров, главного режиссёра, режиссера-постановщика, руководителей студий пластики и вокала. В труппе театра 13 артистов имеют звание Заслуженный артист России. В 2014 году в «Глобусе» появилась стажерская студия, которая состоит из недавних выпускников Новосибирского театрального института. Молодые артисты активно заняты в спектаклях репертуара «Глобуса», а также готовят собственные проекты.

Театр «Глобус» сегодня — это две сцены: большая, со зрительным залом на 500 мест и малая — на 118. Ежегодно театр выпускает восемь-девять премьер, многие из которых становятся заметным театральным событием. В репертуаре театра — 46 спектаклей, которые идут на большой и на малой сцене театра.

Благодаря широкому репертуарному диапазону театр является частым гостем ежегодных театральных фестивалей. За последние годы он побывал на российских фестивалях в городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Воронеж, Великий Новгород, Нижний Новгород, Иркутск, Магнитогорск, Новокузнецк, Омск, Орел, Тюмень, Сочи, Самара. Театр принимал участие в зарубежных фестивалях Болгарии, Польши, Словении, Австрии, Германии, Бельгии и Японии.

«Глобус» всегда считался творческой лабораторией, которая стремится говорить со своим зрителем современным языком. Именно так в театре возникло масштабное музыкальное движение. В 2004 году состоялся выпуск мюзикла «НЭП» по мотивам «Педагогической поэмы» А. С. Макаренко, который несколько лет с неизменным успехом идёт на большой сцене театра. Получил резонанс театральной общественности и публики мюзикл Л. Бернстайна «Вестсайдская история», премьера которого состоялась в ноябре 2007 года. Американская классика жанра впервые была воссоздана и поставлена в России в своём доподлинном, оригинальном качестве. Традицию музыкальных постановок в театре «Глобус» продолжили мюзиклы «Том Сойер» (2010 г.) и «Алые паруса» (2012 г.).

Гастрольная жизнь Править

  • В мае 2008 года театру удалось возобновить традицию масштабных гастролей — состоялись обменные гастроли «Глобуса» и Кемеровского областного ордена «Знак Почёта» театра драмы им. А. В. Луначарского.
  • В 2009 г. спектакль «Старосветская любовь» Н. Коляды (режиссёр Алексей Крикливый) был показан на X Международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге.
  • В 2010 г. состоялись гастроли театра в г. Москва. На площадке Московского Дворца молодежи был представлен мюзикл «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (музыкальный руководитель и дирижёр Алексей Людмилин, режиссёр Грэг Ганакас, США).
  • 2011 г. — участие в Первом Международном Платоновском фестивале (г. Воронеж) с постановкой «Возвращение» А. Платонова (режиссёр Олег Юмов, Москва). В том же году спектакль «Возвращение» участвовал в конкурсной программе Национального театрального фестиваля «Золотая Маска».
  • В 2011 г. состоялись обменные гастроли между театром «Глобус» и Красноярским драматическим театром им. А. С. Пушкина.
  • 2013 г. — большие гастроли на сцене Зимнего театра г. Сочи со спектаклями «Братишки», «Simейные истории», «Лес», «Игроки», «Почти смешная история» и «Каштанка».
  • В 2014 г. новосибирский «Глобус» обменялся сценами с Новокузнецким драматическим театром.

Имидж Новосибирска как культурного центра Сибири во многом формируется благодаря инициативам «Глобуса». Театр является организатором крупных культурных акций всероссийского значения: приезд в Новосибирск МХТ им. А. П. Чехова, «Комеди Франсез» (Франция), итальянского театра марионеток «Карло Колла и сыновья»; один из крупнейших форумов Международный Рождественский фестиваль искусств; фестиваль Национальной театральной премии «Золотая Маска»; и др. В 2012 году специально к 75-летию Новосибирской области «Глобус» организовал театральный фестиваль «Новосибирские сезоны». В фестивальной программе были ведущие театры столицы со своими лучшими спектаклями последних лет. Помимо этого большое значение уделяется гастролям в районах Новосибирской области с профессиональными спектаклями.

Награды театра (1940—2014 гг.) Править

2014 Править

  • Диплом в номинации «За актуализацию детской классики» Четвертого межрегионального театрального фестиваля спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» (Северск) — «Чук и Гек» А. Гайдара.
  • Приз в номинации «Лучшая мужская роль» III Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» (Новосибирск) — «Крейцерова соната» Л. Толстого.

2013 Править

  • Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинациях «Лучший дирижер/оперетта-мюзикл» — Алексей Людмилин (мюзикл «Алые паруса» М. Дунаевского) и «Лучшая работа режиссера/драма» — Марат Гацалов (спектакль «Август: графство Осейдж» по пьесе Т. Леттса).
  • Гран-при XI Театрального фестиваля-конкурса профессиональных драматических театров «Камерата» (Челябинск) — «Толстая тетрадь» А. Кристоф.
  • Звание лауреата и третье место в номинации профессионалов Всероссийского фестиваля-конкурса камерных и моноспектаклей «Один, два, три» (Новосибирск) — «Чук и Гек» А. Гайдара.

2012 Править

  • Национальная премия «Музыкальное сердце театра» в номинациях «Лучший музыкальный руководитель», «Лучшая музыка (композитор)», «Лучшая пьеса (драматург)» — мюзикл «Алые паруса» М. Дунаевского.
  • Золотой приз «Театральный Олимп», дипломы «За глубокое сценическое прочтение прозы А. Платонова», «За высокую культуру театрального менеджмента», сертификат на право показа спектакля «Возвращение» А. Платонова в эфире телеканала «Театр», специальный приз Союза театральных деятелей РФ II Федерального фестиваля «Театральный Олимп» (Сочи).
  • Приз в номинации «Лучший актерский ансамбль» VI Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays» (Екатеринбург) — спектакль «Мамочки» В. Зуева в постановке Дениса Малютина.
  • Приз в номинации «Лучший спектакль малой формы» Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» — спектакль «Август: графство Осейдж» Т. Леттса в постановке Марата Гацалова.

2009 Править

  • Национальная премия «Музыкальное сердце театра» в номинациях «Лучший дирижёр» и «Лучшая исполнительница второго плана» — «Вестсайдская история» Л. Бернстайна.

2008 Править

  • Театр занесен в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почета».
  • Победитель конкурса «7 чудес Новосибирска».
  • Победитель Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».

2007 Править

  • Премия губернатора Новосибирской области В. А. Толоконского за лучшие достижения в области культуры и искусства — мюзиклы «Вестсайдская история» Л. Бернстайна и «НЭП» Е. Сибиркиной.

2005 Править

  • Благодарность Президента Российской Федерации В. В. Путина за большой вклад в развитие театрального искусства и эстетическое воспитание молодёжи.
  • Премия Правительства Российской Федерации имени Ф. Волкова за вклад в развитие театрального искусства.

2004 Править

  • Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинациях «Спектакль малой формы» и «Специальный приз жюри за главную женскую роль» — «Двойное непостоянство» П. Мариво.
  • Гран-при «За лучший спектакль» XIV Международного театрального фестиваля «Контакт» (Торунь, Польша) — «Двойное непостоянство» П. Мариво.

2003 Править

  • Международная театральная премия им. К. С. Станиславского — «Двойное непостоянство» П. Мариво.

2000 Править

  • Победитель конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года» среди провинциальных учреждений культуры, объявленного газетой «Культура» и компанией «Филипп Морис», по итогам 1999 г.

1999 Править

  • Театру присвоено звание «академический».

1998 Править

  • Звание лауреата мэрии Новосибирска в номинации «Дети и город» за большой вклад в эстетическое воспитание детей.
  • Грант Института «Открытое общество» Фонда Сороса за проведение фестиваля детского и юношеского театрального творчества «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..» в рамках Открытого Всероссийского конкурса, посвященного 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина.
  • Грант Института «Открытое общество» Фонда Сороса на проведение мастер-классов с актерами под руководством народного артиста России Б. А. Морозова.

1997 Править

  • Грант Института «Открытое общество» на стажировку в США по линии Arts Link — главному балетмейстеру театра, заслуженному деятелю искусств России Г. В. Ерасеку.
  • Грант Института «Открытое общество» Фонда Сороса на осуществление благотворительного проекта «Весь мир — наш дом» в рамках Открытого конкурса «Театр на пороге XXI века».
  • Звание лауреата конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года» среди провинциальных учреждений культуры, объявленного газетой «Культура» и компанией «Филипп Морис», по итогам 1996 г.

1996 Править

  • Грант Института «Открытое общество» на осуществление благотворительной программы «Под знаком Зодиака» для детей-сирот и детей из социально незащищенных слоев населения.

1993 Править

  • Гранты Фонда Форда и Фонда Сороса на стажировку и учёбу в США — директору театра М. Е. Ревякиной.

1989 Править

  • Грант Фонда Сороса на постановку совместного спектакля России — США — «Колыбельная для завтра».

1978 Править

  • Диплом I степени Министерства культуры СССР и ВТО на фестивале драматургии и театрального искусства Народной Республики Болгарии — «Любовь необъяснимая» Н. Йорданова.
  • Диплом I степени на III Всесоюзном фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР — «Мяч, в котором сидели два джинна» Г. Чичинадзе.

1977 Править

  • Диплом областного управления культуры, отделения ВТО, обкома профсоюзов работников культуры на смотре-конкурсе спектаклей, посвященных 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции, — «Сквозь время» В. Кина.

1975 Править

  • Диплом I степени и премия Министерства культуры РСФСР — «Настенька» В. Недоброво.
  • Диплом I степени и премия Министерства культуры СССР на Всесоюзном фестивале спектаклей на военно-патриотическую тему, посвященном 30-летию * Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне.

1973 Править

  • Диплом I степени на Всероссийском смотре спектаклей в ознаменование 150-летия со дня рождения А. Н. Островского — «Свои люди — сочтемся» А. Островского.
  • Диплом I степени на II Всероссийском фестивале национальной драматургии СССР в ознаменование 50-летия СССР — «Материнское поле» Ч. Айтматова.

1972—1974 Править

  • Дипломы III степени Министерства культуры РСФСР и ВТО по результатам Всероссийского смотра работы театров с творческой молодежью.

1969 Править

  • Новосибирский тюз награждён орденом «Знак Почета».

1968 Править

  • Новосибирскому тюзу присвоено звание лауреата премии Новосибирского обкома ВЛКСМ.
  • Диплом I степени на Всероссийском фестивале драматических и детских театров, посвященном 100-летию со дня рождения М. Горького, — «На дне» М. Горького.
  • Серебряный диплом Министерства культуры РСФСР и ВТО к 50-летию советского театра для детей.
  • Диплом I степени на Всероссийском фестивале драматических и детских театров, посвященном 50-летию Ленинского комсомола, — «Именем революции» М. Шатрова.

1967 Править

  • Диплом II степени на Всероссийском смотре спектаклей драматических и детских театров в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции — «Чайка» А. Чехова.

1963 Править

  • Диплом I степени на фестивале «Театральная весна» в Новосибирске — «Именем революции» М. Шатрова.

1962 Править

  • Диплом II степени за творческие достижения на смотре театров для детей, посвященном 40-летию пионерской организации имени В. И. Ленина, — «Именем революции» М. Шатрова.

1958 Править

  • Диплом на Всесоюзном фестивале детских театров в Москве — «Товарищи романтики» М. Соболя.

1940 Править

  • Диплом на I Всесоюзном смотре спектаклей для детей в Москве — «Снежная королева» Е. Шварца.
  • Диплом на I Всесоюзном смотре спектаклей для детей в Москве — «Как закалялась сталь» Н. Островского.

Интересные факты Править

  • Вот уже 30 лет в театре хранится символический ключ от здания, исполненный в форме парусника, а под зданием театра — капсула с посланием будущим поколениям. И капсула и ключ были посвящены открытию нового здания театра. Первый кирпич в его основание был заложен в 1965 году, а в 1970 году начали строить нулевой цикл. Автором проекта стал А. Сабиров, заслуженный архитектор РФ. Самый долгожданный день для театра наступил 30 октября 1984 года. Именно тогда была заложена капсула, а Нине Ивановне Никульковой бывшей в те времена директором театра — был вручен символический ключ от театра.
  • Всего в здании театра 12 этажей и 2 подвала. В помещениях театра расположились хозяйственные службы театра, обувной и пошивочный цеха, типография, склады реквизита и костюмов, аппаратные, механизмы управления сценой, коммуникации, гримерки, выставочные галереи, буфеты, гардеробы и, конечно, 2 зрительных зала.
  • Перед премьерой спектакля «Бульвар Преступлений» для установления комфортной для зрителя скорости вращения кольца и круга были приглашены 200 курсантов и врач.
  • Булыжник, которым разбивают стекло в спектакле «Двойное непостоянство» весит 1 кг.
  • Дольше всего на сцене театра играется спектакль «Игроки» (с 27 января 2001 года), вот уже многие годы пользуясь феноменальной популярностью у зрителей.
  • Рекордсмен по количеству показов — мюзикл «НЭП», он был показан 174 раза.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики