Фэндом

Гаврии́л Белосто́кский (Гавриил Заблудовский; 22 марта (2 апреля) 1684 — 20/30 апреля 1690) — православный святой, мученик, согласно житию, пострадавший от евреев. Канонизирован Русской православной церковью в 1820 году.
X 2a41c8ac.jpg

Житие Гавриила Белостокского Править

Согласно Житию (жизнеописанию святого, составленного Православной церковью), Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова под Белостоком (Речь Посполитая, ныне — Польша) в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. 11 апреля 1690 года, в то время, как мать ребёнка носила обед в поле его отцу, оставшийся без присмотра мальчик исчез, после чего его тело было обнаружено в поле. Заблудовский суд обвинил в убийстве ребёнка местных евреев. Согласно версии суда, во время отсутствия родителей в дом забрался местный еврей-арендатор Шутко и, приласкав ребенка, увёз его с собой в Белосток, где девять дней подвергал мальчика ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы: пригвоздил за руки и за ноги к стене и проколол бок, выпустив таким образом кровь . После смерти ребёнка (20/30 апреля, ныне празднуется 3 мая) евреи, согласно Житию, выбросили его тело в поле. Составленное впоследствии житие утверждает, что бродячие собаки не только не набросились на тело, но и отгоняли от него птиц. Ребёнок был похоронен около кладбищенского храма в Зверках.

Официальный портал Белорусского Экзархата РПЦ сообщает: «Дело об убиении отрока Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. „О сем кто хощет пространно ведати, отсылаем до книг нравных магдебургии Заблудовския“, — говорит записка того времени».

30 лет спустя, в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и было обнаружено, что тело его не истлело. Это известие разнеслось среди православных и усилило почитание мученика. Мощи перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году храм, в котором был погребён младенец, сгорел, но мощи Гавриила уцелели.

Также на Фэндоме

Случайная вики