Фэндом

Жозе́ф Ба(р)ра́ (фр. Joseph Bara, Barra; 30 июля 1779, Фонтенбло — 7 декабря 1793, Жалле, ныне департамент Мен и Луара) — легендарный герой Французской революции. Его образ активно использовался патриотической пропагандой как революционной эпохи, так и более позднего времени.
X 34163c87.jpg

Смерть в бою Править

Большая часть сведений о Бара была сообщена в 1793 году в рапорте Конвенту, сделанном генерал-адъютантом Демаром (Desmares). Согласно отчёту Демара, осенью 1792 года 13-летний Жозеф добровольно вступил в возглавляемую Демаром дивизию, направленную против вандейских повстанцев, и был прикомандирован к 8-му гусарскому полку в качестве барабанщика. Разделяя все тяготы военной службы, мальчик участвовал в боях наравне с остальными солдатами. В одной из стычек он был смертельно ранен в лоб сабельным ударом и умер, прижимая к груди трёхцветную кокарду. Храбрость и самоотречение подростка показались генералу настолько удивительными, что он решил довести подвиг Бара до сведения революционных властей. Историк Жан-Клеман Мартен утверждает, что Демар, описывая героическую смерть юноши, пытался затушевать свои военные неудачи, что не спасло его от эшафота.

Пропагандистский символ Править

Жозеф Бара был немедленно поднят на щит революционной пропагандой. 8 нивоза (28 декабря) 1793 года Робеспьер произнёс перед Конвентом речь, в которой, прославляя доблесть юного солдата («Только у Франции есть тринадцатилетние герои») призвал удостоить погибшего погребения в Пантеоне. Бертран Барер, с свою очередь, предложил отпечатать гравюры с изображением подвига Бара и разослать во все начальные школы Франции. Оба предложения были приняты Конвентом; знаменитому художнику Жаку-Луи Давиду было поручено написать картину, которая послужила бы основой для гравюр. Мать Бара была взята на государственное попечение.

Юный солдат за считанные недели сделался символом героизма и беззаветной любви к республике, вызвав вполне искренний энтузиазм среди молодёжи. В честь Бара (а также других юных героев, вроде 12-летнего солдата Агриколя Виала) устраивались праздники, писались стихи и оперы (одна из них принадлежит Андре Гретри), массово печатались эстампы с его изображением. Его имя начало обрастать историческими мифами: вандейцы якобы окружили Жозефа, заставляли кричать «Да здравствует король!», а когда он воскликнул «Да здравствует республика!», — расстреляли (или зарубили саблями). Перенос тела Бара в Пантеон так и не состоялся, вероятно, из-за падения Робеспьера.

После революции Править

Культ Бара пережил революционную эпоху, испытав новый расцвет во время Третьей республики; по некоторым предположениям, Бара повлиял на образ Гавроша. Легенда о последних словах Бара оказалась наиболее живучей и встречалась во французских школьных учебниках до середины XX века. В 6-ом округе Парижа до сих пор есть улица, носящая его имя; в городке Палезо, где Бара жил перед уходом в армию, ему установлен памятник.

Также на Фэндоме

Случайная вики