ФЭНДОМ

Анхесенамон (егип. ˁnḫ-s-n-imn, «Она живёт для Амона», также известная как Анхесенпаатон, Анхесенпаамон, XIV век до н. э.) — египетская царица XVIII династии, сестра и супруга Тутанхамона, третья дочь фараона Эхнатона и его жены Нефертити.
X 91b83f60

Анхесенамон была 3-й из 6 достоверно известных дочерей фараона-реформатора Эхнатона и его главной жены Нефертити. Она родилась в старой столице государства — Фивах (др.-егип. Нэ, Нэ-Амон, Уаст) в 5 год правления отца. Проводя религиозную реформу, Эхнатон выстроил новую столицу Ахетатон (совр. Телль-эль-Амарна), где и прошло детство принцессы. Вероятно, она жила либо в главном, либо в Северном дворце, принадлежавшем её матери царице Нефертити. Суть преобразований Эхнатона заключалась в замене старых богов культом солнечного диска Атона, поэтому как и старших сестёр принцессу назвали в честь Атона — Анхесенпаатон. Это имя означало «Она живёт благодаря Атону».

Рождённая до завершения строительства столицы, Анхесенпаатон предстаёт на многих амарнских рельефах и носит традиционный для принцессы титул: «Дочь царёва от плоти его, любимая им, Анхесенпааатон, рождённая великой женой царя, любимой им Нефер-неферу-Атон-Нефертити, жива она вечно, вековечно (др.-егип. nsw-sn.t h.t-f mr.t-f ˁnḫ-s-n-itn-rˁ ms-n nsw-tḫm.t-wr.t mr.t-f nfr-nfr.w-itn-nfr.t-jty ˁnḫ-ti ḏt-nḫḫ)».

На памятниках последних лет правления Эхнатона принцесса Анхесенпаатон предстаёт с дочерью по имени Анхесенпаатон-Ташерит на руках. Надписи сообщают, что это ребёнок фараона. Этот факт стал поводом для построения теории, согласно которой, после отстранения Нефертити и смерти второй супруги Кийи, дочери Макетатон Эхнатон взял в жёны малолетнюю Анхесенпаатон в надежде родить наследника. Но у фараона вновь рождается дочь. Впоследствии эта теория была опровергнута более точной датировкой памятников, указавших на то, царевне было в то время всего 6-8 лет. На памятниках также были обнаружены следы переделки. Очевидно — это следы ненависти дочерей Нефертити к памяти второй жены Эхнатона. Имена Кийи и её дочери были заменены соответственно именами старших оставшихся в живых царевен Меритатон и Анхесенпаатон с расчётом на то, что те рано или поздно родят дочерей.

Анхесенамон — как царица Править

Последние годы правления её отца, как и правление Семнехкара плохо известно из-за малочисленности источников. Когда туман истории рассеивается, мы видим Анхесенамон в качестве царицы. Очевидно принцесса была обручена с Тутанхамоном ещё при жизни отца в Ахетатоне. Когда же преемник Эхнатона — Семнехкара скончался после недолгого правления, 12-летняя принцесса и 10-летний принц взошли на престол Египта.

Исчезнувший в конце правления Эхнатона и отсутствовавший в документах при Семнехкара визирь (чати) Эйе (Аи) вновь появляется в документах в качестве наставника молодой царствующей пары. Вероятно Эйе — бывший жрец Амона определял политику государства и принимал решения в течение того времени, пока фараон и царица были в молодом возрасте.

Первоочерёдной задачей Эйе был возврат к старым богам и забвение культа Атона вместе с его основателем. В рамках этой религиозно-политической миссии были изменены личные имена царицы и царя. Имя Атона было заменено на имя бога Амона: «Анхесенпаатон» стала именоваться «Анхесенамон» — «Она живёт для Амона». Анхесенамон унаследовала от матери не только красоту, но и ум и, очевидно с годами её влияние затмевало роль Эйе на Тутанхамона. Она становится влиятельной фигурой при дворе и, очевидно, она заправляла делами в стране во время походов в Сирию. Не много изображений Анхесенамон сохранилось до наших дней. Многие из памятников её супруга были впоследствии узурпированы последующими фараонами. То же самое, очевидно произошло и с изображениями самой царицы. Анхесенамон не родила наследников Тутанхамону и после смерти последнего стала вдовствующей правительницей. Смерть супруга была настоящей трагедией для царицы. Символом её любви к супругу может служить венок из цветов, оставленный на саркофаге молодого фараона. Этот букет сохранялся в течение 3300 лет и был обнаружен археологом Говардом Картером при вскрытии гробницы Тутанхамона.

После смерти Тутанхамона Править

Опасаясь того, что ей придется вступить в брак с могущественным временщиком своего мужа — Эйе, Анхесенамон пошла на беспрецедентный для Древнего Египта шаг и обратилась за помощью к правителю хеттов Суппилулиуме I. Сохранилось письмо Анхесенамон, найденное в Хаттусе, содержащее просьбу сделать одного из сыновей Суппилулиумы её мужем. «Мой супруг умер, а сына у меня нет, но о тебе говорят, что у тебя много сыновей. Если бы ты прислал ко мне одного из своих сыновей, он стал бы моим мужем. Я ни за что не возьму в мужья никого из своих подданных. Я очень боюсь».

Суппилулиума так удивился, что отправил своего посланника к египетскому двору — удостовериться, что его не обманывают. Посол возвратился со вторым письмом от царицы: «Почему ты говоришь: „Они меня обманывают“? Если бы у меня был сын, разве стала бы я писать чужеземцу, объявляя во всеуслышание о своей беде и о несчастье моей страны? Говоря так, ты меня оскорбляешь. Тот, кто был моим мужем, ныне мёртв, а сына у меня нет. За своего подданного я не выйду замуж ни за что. Я не писала никому, кроме тебя. Все говорят, что у тебя много сыновей; дай же мне одного из них, чтобы он стал моим мужем».

Правитель хеттов попытался использовать возможность расширить своё влияние на Египет и отправил туда своего сына Зананзу. Однако до Египта принц не добрался, а был убит по дороге — очевидно, по поручению Эйе, который впоследствии и стал преемником Тутанхамона, заключив фиктивный брак с Анхесенамон и узаконив тем самым узурпацию престола. Сохранилось кольцо, на котором имена уже фараона Эйе и царицы Анхесенамон стоят рядом. Вероятно, вскоре после свадьбы царица умерла, так как дальнейшие упоминания о ней отсутствуют.

Место погребения и мумия Править

Мумия Анхесенамон не идентифицирована. Анализ ДНК двух женских мумий из гробницы KV 21, проведённый в феврале 2010 года, подтвердил, что они принадлежали к XVIII династии египетских фараонов. Высказывались предположения, что одна из них может принадлежать Анхесенамон.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики