Фэндом

Алиса (англ. Alice, Элис) — персонаж книг Льюиса Кэрролла «Приключение Алисы под землёй», «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
Alice KHREC.png

Образ Алисы Править

Прообразом героини Кэрролла стала его юная знакомая — Алиса Плэзнс Лидделл, с которой он познакомился около 1856 г (ей было приблизительно три-четыре года). Позднее она станет его любимицей; через много лет, уже после её замужества, он писал ей: «После Вас у меня было множество маленьких друзей, но всё это было совсем не то…». Именно по её просьбе им была записана сказка, сочинённая для сестёр Лидделл 4 июля 1862 г. во время лодочной прогулки. Что же касается её продолжения (Through the Looking-Glass), то, как считают некоторые авторы, в нём речь идёт уже не о Лидделл — героиней «Зазеркалья» представляют некую Алису Рэйкс: «Тема Зазеркалья, очевидно, возникла позже основного замысла второй сказки, в основу которой, как вспоминала Алиса Лидделл, легли экспромты, которые сочинял Кэрролл, обучая девочек Лидделл игре в шахматы. Лишь в 1868 г. появилась мысль о стране, лежащей по ту сторону зеркала, подсказанная разговором с другой Алисой, дальней родственницей писателя Алисой Рейкс» (Мартин Гарднер). Однако некоторые факты с этой теорией не согласуются; в частности, в финале «Зазеркалья» размещено стихотворение-акростих, посвящённое именно Алисе Плэзнс.

События первой сказки разворачиваются в день рождения героини — 4 мая: в главе «Поросёнок и перец» она замечает, что на дворе стоит май и, должно быть, Мартовский заяц «уже немножко пришёл в себя», а несколькими страницами позднее в ответ на вопрос Болванщика говорит, что сегодня — четвёртое число. В «Зазеркалье» ей 9 с половиной лет; в «Стране чудес» ей исполняется 9. На самом деле, в 1862 г. (то есть к моменту написания сказки) Лидделл было уже десять лет.

На иллюстрациях к повестям об Алисе, исполненных Дж. Тенниелом, героиня предстаёт маленькой девочкой с длинными светлыми волосами; в реальности же у Алисы Лидделл были коротко подстриженные тёмно-каштановые волосы и чёлка на лбу.

О частной жизни Алисы в реальном мире в сказке говорится немного. В начале первой книги упоминается её старшая сестра (вероятно, имеется в виду Лорина Шарлотта, старшая из девочек Лидделл — представленная в главе «Бег по кругу и длинный рассказ» в роли попугайчика Лори); несколькими главами позднее она вспоминает об учебнике латинской грамматики, владельцем которого был её брат (возможно, речь шла о Гарри Лидделле). О сестре Алисы говорится и в «Зазеркалье» («Не далее как вчера у неё вышел долгий спор с сестрой…»); непонятно, однако, о ком именно идет речь — в семействе Лидделл было пять дочерей (Лорина Шарлотта, Алиса Плэзнс, Эдит Мари, Роза Кэролайн и Вайолит Констанс). Упоминаются также её приятельницы, Ада и Мейбл, и нянька (в 1-й главе «Зазеркалья»). Неоднократно Алиса вспоминает о своих кошках — Дине, которая прекрасно ловит мышей, и её котятах (Снежинке и Китти; Гарднер замечает, что Снежинкой звали котенка Мэри Макдональд, одной из юных знакомых Кэрролла). Несколько раз упоминается, что девочка учится в школе.

Книги Править

Алиса как персонаж появляется также в следующих книгах:

  • Гилберт Адэр. «Алиса в Заиголье»
  • Анджей Сапковский. «Золотой полдень»
  • Джефф Нун. «Автоматическая Алиса»

Фильмы Править

  • Софи Лоу играет Алису в спин-оффе сериала «Однажды в сказке», «Однажды в стране чудес»;
  • Катерина Скорсоне играет Алису в мини-сериале «Алиса»;
  • Миа Васиковска сыграла 19-летнюю Алису в сказке «Алиса в Стране чудес».

Мультфильмы Править

  • Алиса в Стране чудес (1951)
  • Алиса в Стране чудес (1981)

Видеоигры Править

  • American McGee’s Alice: Эта игра продолжает сюжет первой книги, но значительно изменяет его. По сюжету, когда Алиса возвращается из Страны Чудес, она видит свой дом горящим, а её родители погибли. Она спасается, но получает ожоги и психические травмы, в результате попав в психиатрическую больницу «Рутледж». Проведя там годы, Алиса оказалась в состоянии кататонии. Из последних надежд врач дал ей её плюшевого кролика, и Алиса вернулась в уже изуродованную её больным разумом Страну Чудес.
  • Alice: Madness Returns: продолжение игры Макги (действие разворачивается спустя 10 лет). Теперь Алиса уже взрослая, но она всё равно не оправилась от смерти родителей. Она переезжает в Лондон вместе со своим новым психиатром, где он регулярно её гипнотизирует для лечения. Чтобы узнать правду о смерти родителей, Алиса отправляется в Страну Чудес, которая также изменилась за прошедшие годы.

Аниме и манга Править

  • В аниме и манге «Pandora Hearts» в одной из экстра-глав роль Алисы выполняет Гилбертс. Сама манга сделана по мотивам «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», в роли Алисы главная героиня, цепь по имени Алиса, побежавшая за мелодией из часов Черного Кролика.
  • В аниме «Клуб Свиданий Старшей Школы Оран» Алисой становится главная героиня манги и аниме — Харухи Фудзиока. Харухи приходит в школу поступать в школу Оран, но, побежав за кроликом, падает в тоннель герцогини и по приземлению садится в вазу.
  • Существует аниме-пародия на оригинальную «Алису в стране чудес» — «Алиса в стране сердец: Расчудесный мир чудес» аниме на основе отоме-игры.

Также на Фэндоме

Случайная вики