ФЭНДОМ

Александр IV (323 — 309 гг. до н. э. ) — македонский царь, номинально правивший в 316 — 309 гг. до н. э.

Биография Править

Сын Александра Великого от Роксаны, принцессы Бактрии, родился через месяц после смерти отца и был немедленно провозглашён царём и соправителем своего дяди, Филиппа Арридея в 323 до н. э. Вавилонские источники называют македонским царем в это время именно Филиппа Арридея, не упоминая о младенце Александре. Ни один из соправителей не имел никакого политического влияния: Филипп был умственно отсталым, а Александр младенцем. От их имени правил ряд регентов, в то время как военачальники македонской армии, наделённые Александром Великим сатрапиями, тем временем набирали силу и отвоёвывали себе независимость. Сначала так называемые македонские цари находились под опекой Пердикки, затем, после его гибели в 321 до н. э., власть над ними перешла к старому соратнику Филиппа II, правителю Македонии Антипатру.

Ещё через 2 года, после смерти Антипатра, цари присоединились к враждующим партиям. Филипп Арридей, побуждаемый властолюбивой женой Эвридикой, взял сторону Кассандра, сына Антипатра, а Александра IV присоединили к партии его бабушки Олимпиады, матери Александра Великого, и Полисперхона, бывшего соратника Антипатра.

В 317 до н. э. Филипп Арридей был убит Олимпиадой, и её четырехлетний внук Александр IV остался единственным царем Македонии. В следующем году победивший Кассандр казнил Олимпиаду. Теперь у Александра IV не оставалось покровителей, а лишь враги. Титулованного царя с матерью держали под плотной опекой в крепости Амфиполя, практически под арестом. Кассандр лишил мальчика царских привилегий и слуг, велев обращаться с ним как с простым македонцем.

О царе помнили другие диадохи. Антигон I Одноглазый в Малой Азии выпустил декрет с требованием освободить Александра из заключения и восстановить в правах на трон (Диодор Сицилийский, 19.61), однако вызвать таким образом волнения в Македонии ему не удалось.

К 309 до н. э. Кассандр укрепился в Македонии, но законный наследник взрослел, и у него было немало сторонников. В связи с этим Кассандр приказал тайно казнить четырнадцатилетнего Александра и его мать Роксану. Согласно географу Павсанию (9.7) их отравили. Тела Александра и Роксаны тайно предали земле, и македонцы не скоро узнали о смерти своего царя.

Со смертью Александра IV завершилось 400-летнее царствование македонской династии Аргеадов.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики