Фэндом

Агне́сса Римская (Агне́са, А́гния, Анна (лат. Agnes); род. около 291 года, ум. 304 год) — христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.
Fff.jpg

Исторические сведения и предание Править

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвященные святой Агнессе (все — вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Согласно преданию, Агнесса росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. Чудеса продолжились и в публичном доме, все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, слепли или умирали. Одного из умерших святая воскресила по просьбе его отца. Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, однако поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 13-14 лет).

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Прославление Править

Почитание св. Агнессы возникло в Риме в IV веке, вскоре распространилось по Западной Европе. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм — Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Имя св. Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконография Править

Иконографические символы св. Агнессы — белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто и другие.

Традиции Править

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

Также на Фэндоме

Случайная вики